Александр Куряев
Калифорния и Приморье — регионы-побратимы

В советское время существовало движение породненных городов — городов-побратимов (в английском языке такие города называются, наоборот, sister-cities). С недавних пор у Калифорнии появился повод породниться с нашим Приморьем. В середине января по Золотому штату прокатилась волна веерных отключений электричества.

Непосредственная причина — фактическое банкротство двух крупнейших розничных поставщиков электроэнергии. Когда их долги достигли $11 млрд., генерирующие компании перестали поставлять им электричество.

Местные политики во главе с губернатором Приморь..., пардон, Калифорнии быстро свалили вину на либерализацию рынка электроэнергии, проведенную в 1996 г., а в качестве выхода предложили временную схему снабжения электроэнергией. Согласно этой схеме власти штата будут сами покупать электричество у генерирующих кампаний и перепродавать компаниям, поставляющим электроэнергию конечным потребителям.

Либерализация по-калифорнийски
Решение о дерегулировании рынка электроэнергии в Калифорнии было принято законодательным собранием штата в 1996 г. Была принята следующая схема: компании, поставлявшие электричество конечным потребителям, продали принадлежащие им электростанции частным инвесторам. Контроль за сетями был передан частной некоммерческой организации Independent System Operator. Еще одна некоммерческая организация — Калифорнийская биржа электроэнергии (Californian Power Exchange) стала посредником между производителями и розничными поставщиками электроэнергии.

Идея состояла в том, чтобы создать два рынка, - рынок производства электроэнергии и рынок розничных продаж - с тем, чтобы стимулировать конкуренцию между розничными продавцами и заставить генерирующие компании повышать эффективность и снижать издержки за счет конкуренции с поставщиками из других штатов.

При этом власти штата решили сыграть в "калифорнийскую рулетку": они ввели свободное ценообразование на оптовом рынке электроэнергии, но на период с 1996 по апрель 2002 г. установили потолок розничных цен. Поставщики электроэнергии конечным потребителям не могли повышать цены выше этого потолка. Полномочия по установлению и изменению конкретного значения верхней границы розничных цен были возложены на Совет управляющих упоминавшегося выше ISO (Independent System Operator). По мнению властей штата этот механизм должен был обеспечить "защиту потребителя в течение переходного периода". Он был разработан с благородной целью -- чтобы предотвратить злоупотребления розничных компаний, пока не сложится конкурентный рынок.

Конечно, разработчики механизма не могли не задавать себе вопроса -- что произойдет, если в потолок, установленный для розничных цен, упрутся цены оптовые? В этом случае частные компании, покупающие и продающие электроэнергию на рынке, и не имеющие доступа к бюджетным деньгам (формы участия последнего могут быть различны -- покупка у оптовика по заниженной цене с последующей компенсацией, субвенции, продажа выделенным потребителям под гарантии бюджета и т.д.), такие компании обречены.

Поэтому, тогда, в 1996 г. ISO установил потолок розничных цен с запасом, или в несколько раз выше существовавших в то время розничных цен. Глядя из спокойного 1996 года, ISO посчитал совершенно невероятным шанс на то, что в "потолок" упрутся оптовые цены. Тем не менее, нетрудно видеть, что в основание всей этой системы "дерегулирования" была положена именно "калифорнийская рулетка" -- выживание системы зависит от наступления или ненаступления некоего события. Пронесет -- выживет, не пронесет -- извините.

Жаркое  лето  2000  года
Не пронесло. Несколько лет цены были ниже установленного максимума, но летом 2000 г. оптовые цены резко выросли — в конце июля они превышали цены годичной давности на 270%, причем особенно резкий рост начался в мае 2000 г.

Можно отметить, что имела место очевидная тенденция роста спроса на электричество -- с момента половинчатой либерализации электроэнергетики в 1996 году существенно выросли и численность населения, и уровень его экономической активности. Люди прибывали, обзаводились жильем, устанавливали кондиционеры, наполняли бассейны, поливали участки и проч. Потребление электроэнергии росло, оптовые цены росли и розничные цены начали "выбирать" зазор, установленный при дерегулировании рынка.

Этим летом на упомянутую среднесрочную тенденцию наложились условия конкретного периода. Минувшее лето в Калифорнии оказалось жарким и в прямом, и в переносном смысле слова. И температура воздуха установилась на уровне 32-33 градусов Цельсия, и Силиконовая долина (а значит и смежные отрасли) переживали интернет-лихорадку.

За июнь-июль из-за повышения цен счета калифорнийцев за электричество выросли на 1 млрд. долл. Понятное дело, что жители Калифорнии через местных политиков, начали требовать снижения цен. Они потребовали распространить установление потолков цен на оптовый рынок и провести расследование, с тем, чтобы в случае обнаружения доказательств сговора между оптовиками и розничными продавцами, вернуть "переплаченное".

Кстати говоря, в то лето с дефицитом электричества столкнулись не только калифорнийцы, но и, например, жители северо-востока США, несмотря на то, что там лето было одним из самых холодных в истории. У жителей Нью-Йорка счета за электричество выросли на 30% по сравнению с предыдущим годом, в основном из-за повышения оптовых цен.

Мэр Сан-Диего Сьюзен Голдинг выступила с обращением к членам совета управляющих ISO, в котором в частности говорилось: "В вашей власти сегодня дать немедленное облегчение жителям моего города, если вы (1) поддержите введение потолка оптовых цен; (2) проголосуете за обращение в Федеральную комиссию по регулированию электроэнергетики [Federal Energy Regulatory Commission] с просьбой дать вам полномочия устанавливать уровень этого потолка. ...Нужно, чтобы генерирующие компании, получающие возмутительные прибыли, снизили свои цены прямо сейчас. Даже если будет установлен новый потолок цен, генерирующие компании все равно будут получать достаточно прибыли, чтобы удовлетворить своих акционеров, а розничные счета за электричество немедленно уменьшатся на 30%".

На встрече с управляющими ISO Голдинг рассказывала леденящие душу истории о местных жителях, избегающих пользоваться бытовыми электроприборами, и владельцах малого бизнеса, увольняющих рабочих только затем, чтобы иметь возможность оплатить счета за электричество.

Давление на ISO, ведомство, которое считается независимым от политического влияния, было оказано с самых верхних уровней федеральной администрации. Министр энергетики Билл Ричардсон отдал указание Western Area Power Organization, федеральному агентству, которое имеет место в совете ISO, голосовать за потолок $250. При этом он заявил буквально следующее: "Ясно, что на рынке электроэнергии в Калифорнии происходит что-то не то. Этим летом цены на электричество время от времени намного превышают то, что можно было бы ожидать от конкурентного рынка, функционирующего надлежащим образом. Мы должны действовать, чтобы защищать интересы населения и бизнеса Калифорнии до тех пор, пока мы не сможем урегулировать проблемы с рынком".

И Совет управляющих ISO дрогнул. На рост спроса он ответил ... снижением потолка розничных цен. В течение жаркого лета 2000 года верхняя граница цен была снижена в три раза (!). Еще в июне электроэнергия стоила $750 за МВт-ч. Первым решением ISO, которое было принято достаточно легко, потолок розничных цен снижался до $500 долл. Вторым решением с 1 августа потолок устанавливался на уровне $250 за Мвт-ч. За это решение пришлось голосовать трижды -- оно прошло только благодаря вмешательству федерального Министерства энергетики, представлявшего администрацию в период выборов, т.е. склонную все рассматривать исключительно через электоральные очки (см. ниже).

Но у экономики свои причуды: игнорируя трогательный альянс популистских политиков и привыкшего к дешевому электричеству электората, компании не могут, как бы ни хотели, торговать себе в убыток. Между тем, только газовое топливо для получения 1 МВт-ч электроэнергии стоило 100 долл. Оптовые цены продолжали расти, грозя выйти к зиме на те же сакраментальные $700-800 за МВт-ч, на которые к началу лета вышли розничные.

 

За  все  надо  платить
В итоге всего через 4 месяца, в начале декабря, в Калифорнии впервые в истории была объявлена «тревога третьей степени», означающая возможность веерных отключений. А еще через пять недель, 18 января 2001 г. настал час расплаты: по северу Калифорнии прокатилась волна веерных отключений электричества. Хотя "волна отключений" -- это, может быть, громко сказано: отключались только промышленные потребители и не более чем на 1 час за одно отключение.

Отключения начались в 9.50 по местному времени, а к полудню электроснабжение было восстановлено в полном объеме. Тем не менее, когда американец застревает в лифте или не может снять деньги в банкомате из-за отключения электричества, он начинает нервничать.

До этого, 16 января один из розничных поставщиков — компания Southern California Edison — применил знакомый нам по нашей российской практике прием. Вместо того, чтобы оплачивать январские счета (на $600 млн.), было решено подать заявку о банкротстве, иначе, по словам руководителей компании, уже ко 2 февраля они остались бы без денег вообще. Другой розничный поставщик — Pasific Gas & Electric — объявил о дефолте по своим облигациям. Общий долг обеих компаний, как мы уже упоминали, составил 11 млрд. долл. Представители Калифорнийской биржи электроэнергии стали угрожать немедленным отключением Edison от сети, а власти Калифорнии «изо всех сил старались не допустить, чтобы 11 млн чел. остались без света». Еще бы не стараться. Политическая карьера губернатора Грея Дэвиса напрямую зависит от того, удастся ли ему разрешить кризис. Ведь на следующих выборах избиратели простят себе собственные требования лета 2000 г. снизить цены на электроэнергию, но припомнят ему кризис 2001 г.

19 января, в пятницу, отключений не было. Относительно теплая погода, финансовая помощь со стороны штата и начало уикенда смягчили остроту ситуации. Но проблема не исчезла. В любом случае Калифорнии придется пережить несколько неприятных недель. В период отключений дефицит составлял 30% от необходимого для штата количества электроэнергии.

Кроме того, губернатор штата и генерирующие компании не могут сойтись в цене. Губернатор хочет установить цены на уровне 0,55 долл. за кВт-ч, а производители электроэнергии оценивают ее в 0,7-0,8 долл. за кВт-ч.

 

Откуда  «дефицит» предложения
Дефицит — это превышение спроса над предложением при данной цене. Со спросом и ценой, кажется, мы кое-что прояснили. Но и с предложением все не слава богу.

Как известно, в  Калифорнии принято самое жесткое в США законодательство в области защиты окружающей среды. Среди прочих вредных видов деятельности вредным там считается и производство электроэнергии. Калифорнийцы предпочитают покупать ее в других штатах, осуществляя межштатный "импорт" электроэнергии. Главным поставщиком являются ГЭС Северо-Запада США. У себя в Калифорнии в последние 10 лет калифорнийцы не разрешают увеличивать генерирующие мощности (ни строить новых электростанций, ни расширять существующие).

Напомним, что за эти 10 лет население Калифорнии удвоилось.

 

Кто  виноват:  все  точки  зрения
1. Никакого дерегулирования рынка электроэнергии не было: розничные цены ограничены, а законодательство штата не позволяет строить новые электростанции.

2. Проблема в том, что ничто не мешает генерирующим компаниям манипулировать рынком и, пользуясь недостаточным предложением, назначать высокие цены

3. Виновато роковое стечение обстоятельств: высокий спрос, недостаток имеющихся мощностей, ограничение розничных цен на фоне свободных оптовых.

4. Интересны выводы журналиста одной российской деловой газеты. С оперативностью и отбором новостей там все в порядке, а адекватность оцените сами:

И это все из двух заметок объемом по 5-6 абзацев.

5. Ну и, наконец, реакция нового американского президента Джорджа Буша-мл.:

Буш дал понять, что Золотой штат со своими энвайронменталистскими выкрутасами должен справиться с дефицитом электроэнергии без специальных мер федеральной помощи. Президент связывает переживаемые Калифорнией трудности с дефектами закона о дерегулировании и энергетической политикой, проводимой как на уровне штата, так и на федеральном уровне. Он будет противодействовать всем попыткам — уже активизировавшимся на Капитолийском холме — установить контроль над оптовыми ценами на электроэнергию, но будет поддерживать меры, направленные на поддержание у калифорнийцев способности помочь самим себе, в частности отмену федерального регулирования, приводящего к снижению производства электроэнергии.

Буш проиграл выборы в Калифорнии. «Ну вот, — сказал он в интервью Associated Press, — теперь многие самые жесткие критики сбалансированной политики в области охраны окружающей среды начинают сталкиваться с веерными отключениями».

Читатель может присоединиться к любой понравившейся ему точке зрения.

Вернуться наверх
Вернуться на главную страницу