КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА "СОЦИУМ"
Вильгельм Гумбольдт. О пределах государственной деятельности. Серия «Философия свободы». Выпуск 1. / Пер. с нем. Челябинск: Социум; Москва, Три квадрата, 2003. 200 с. ISBN 5-901901-14-2
Книга представляет собой воспроизведение (в новой орфографии) русского перевода работы Вильгельма Гумбольдта, написанной в 1792 г. (Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen, Гумбольдт В. фон. Опыт установления пределов государственной деятельности. СПб.: Лугинин, 1908). Хотя отрывки из этой полемической работы были опубликованы в 1793 г. Шиллером, цензура не разрешала ее напечатание, и при жизни автора работа не была выпущена в свет (как часто бывает, она и значительно опередила свое время, и одновременно автор потерял к ней интерес). Подробнее об истории этой работы и ее авторе можно прочитать в очередном номере Частного взгляда. Для того, чтобы читатель представлял себе круг вопросов, охватываемых сочинением, мы приводим ниже подробное авторское содержание.
Книга поступила в магазины города. Ее также можно купить через электронный магазин http://urss.ru
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
Определение предмета исследования. Его редко разрабатывали. Важность его. Исторический взгляд на те пределы, которые государства действительно положили своей деятельности. Различие между новыми и древними государствами. Цель государственного союза вообще. Спорный вопрос о том, должна ли она состоять в одной лишь заботе о безопасности нации или вообще в заботе о ее благе. Законодатели и писатели утверждают последнее. Тем не менее дальнейшая проверка этого положения необходима. Эта проверка должна исходить от отдельного человека и высших целей его существования.
2. Рассмотрение отдельного человека и высших, конечных целей его существования
Высшей и конечной целью каждого человека должно быть высшее и самое соразмерное развитие его сил и их индивидуальных особенностей. Необходимые для достижения этой цели условия: свобода действия и разнообразие положений. Ближайшее применение этих положений к внутренней жизни человека. Подтверждение этого с помощью истории. Высшее положение для всего настоящего исследования, к которому приводят эти рассуждения.
3. Переход к исследованию в собственном смысле. Разделение его. Забота государства о положительном, в особенности о физическом благе граждан
Объем этого отдела. Забота государства о положительном благе граждан вредна. Потому что она: вызывает однообразие; ослабляет силу; нарушает и препятствует воздействию внешних, даже просто физических занятий и внешних отношений вообще на дух и характер человека; должна быть направлена на разнородное множество людей и поэтому вредит отдельному человеку ограничениями, которые к каждому из них применимы лишь с значительными погрешностями. препятствует развитию индивидуальности и своеобразности человека; затрудняет само управление государством, умножает необходимые для этого средства и через это становится источником разнообразного вреда; лишает, наконец, человека правильного и естественного взгляда на важнейшие предметы. Возражения на упрек преувеличения описанного вреда. Выгоды системы, противоположной той, которая только что оспаривалась. Высшее положение, выведенное из этого отдела. Средства, употребляемые государством, заботящемся о положительном благе граждан. Вред этих средств. Различие случаев, когда что-нибудь делается государством как государством и когда то же самое совершается гражданами. Проверка возражения: не необходима ли забота государства о положительном благе граждан, потому что без нее может быть невозможно достигнуть тех же внешних целей тех же необходимых результатов? Доказательство этой невозможности, преимущественно посредством добровольных общественных установлений граждан. Преимущества такой деятельности граждан перед подобной же деятельностью государства.
4. Забота государства об отрицательном благе граждан и их безопасности
Эта забота необходима она в сущности представляет конечную цель государственного устройства. Высшее положение, отсюда проистекающее. Подтверждение этого историей. .
5. Забота государства о безопасности от внешних врагов
Точка зрения, избранная в настоящем случае. Влияние войны вообще на дух и характер народа. Рассмотрение войны у нас и всех относящихся к ней учреждений. Разнообразные вредные последствия войны для внутреннего развития человека. Высшее положение, извлеченное из этого рассмотрения.
6. Забота государства о безопасности граждан друг от друга. Средства для достижения этой цели. Установления, направленные к переработке духа и характера граждан. Общественное воспитание
Возможный объем средств для достижения этой безопасности. Нравственные средства. Общественное воспитание. Оно вредно в особенности потому, что препятствует разносторонности развития; бесполезно, потому что в нации, пользующейся настоящей свободой, никогда не будет недостатка в хорошем воспитании; слишком сильно действует потому, что забота о безопасности не делает необходимым полное преобразование нравов; находится поэтому вне границ деятельности государства.
7. Религия
Исторический взгляд на способы, которыми государства пользовались религией. Всякое вмешательство государства в религию ведет за собой покровительство известным мнениям в ущерб другим и известное руководство гражданами. Общие рассуждения о влиянии религии на дух и характер человека. Религия и нравственность не неразрывно связаны одна с другой. Потому что: происхождение всех религий вполне субъективно; религиозность, так же, как и полное отсутствие ее, могут иметь одинаково благодетельные последствия для нравственности; основные начала нравственности совершенно независимы от религии; и влияние всякой религии основано только на индивидуальных свойствах человека; так что то, что одно действует на нравственность, не составляет, так сказать, содержания религиозных систем, но сводится к форме внутреннего восприятия их. Применение этих рассуждений к настоящему исследованию и рассмотрение вопроса: должно ли государство пользоваться религией как орудием для приобретения влияния? Всякое покровительство, оказываемое государством религии, в наилучшем случае приводит к тому, что действия граждан становятся законными. Но этим не может удовлетворяться государство, которое должно сделать граждан послушными духу закона, а не только действующими согласно с его буквой. Такой результат сам по себе ненадежен, даже невероятен и, во всяком случае, легче достигается с помощью других средств. Названное выше средство, кроме того, ведет за собой настолько большой вред, что одно это уже воспрещает его употребление. Ответ мимоходом на возможное при этом возражение, основанное на недостатке культуры некоторых классов народа. Наконец, вопрос решается с высшей и наиболее общей точки зрения тем, что государству вполне закрыт доступ к тому, что единственно действует на нравственность, именно к форме внутреннего восприятия религиозных понятий. Поэтому все, что касается религии, лежит вне границ понятий. Поэтому все, что касается религии, лежит вне границ государства.
8. Улучшение нравов
Возможные для достижения этого средства. Они сводятся преимущественно к ограничению чувственности. Общее рассмотрение влияния чувственности на человека. Влияние чувственных впечатлений, рассматриваемых только по отношению к их сущности. Различие этого влияния, смотря по различным присущим им свойствам, преимущественно различие между влиянием энергически действующих и остальных чувственных впечатлений. Связь чувственного с нечувственным при помощи прекрасного и возвышенного. Влияние чувственности на силы человека: познающие, умственные, творческие, нравственные. Вред и опасности чувственного. Применение этих взглядов к настоящему исследованию и рассмотрение вопроса, имеет ли государство право положительно влиять на нравы. Всякая подобная попытка влияет лишь на внешние поступки и вызывает многочисленные и важные вредные последствия. Даже самая порча нравов, которой хотят противодействовать, не лишена некоторых полезных последствий и по крайней мере не делает необходимым применение средств, вообщей преобразовывающих нравы. Подобные средства лежат поэтому вне границ деятельности государства. Высшее начало, извлеченное из настоящего и двух предшествующих отделов.
9. Ближайшее положительное определение заботы государства о безопасности. Развитие понятия "безопасность"
Пересмотр хода всего исследования. Перечень того, чего еще недостает. Установление понятия "безопасность". Определение. Права, которые следует обезопасить. Права отдельных граждан. Права государства. Действия, нарушающие безопасность. Подразделение остающейся части исследования.
10. Забота государства о безопасности, состоящая в определении таких действий граждан, которые относятся непосредственно и прямо только к самому действующему лицу(полицейские законы)
О выражении "полицейские законы". Единственные основание, дающее здесь государству право на ограничения, возникает, когда последствия подобных действий уменьшают права других. Свойства последствий, причиняющих подобное уменьшение чужих прав. Пример действий, производящих соблазн. Меры предусмотрительности для государства на случай таких действий, последствия которых могут повредить чужому праву тем, чтоб избежать представляемой такими последствиями опасности. Насколько должна быть тесна связь этих последствий с самим действием, чтобы служить основанием для ограничения? Высшее начало, извлеченное из предыдущего. Исключение из него. Преимущество того, если граждане достигают при помощи свободных договоров тех же последствий, которые иначе государство должно добиваться при посредстве законов. Рассмотрение вопроса: может ли государство принудить к положительным действиям. Отрицание этого, потому что: подобное принуждение вредно; не необходимо для поддержания безопасности. Исключения в случаях крайней необходимости. Действия, совершающиеся на общих владениях или касающиеся их.
11. Забота государства о безопасности, состоящая в определении таких действий граждан, которые непосредственно и прямо касаются других лиц (гражданские законы)
Действия, нарушающие права других лиц. Обязанность государства помочь обиженному получить вознаграждение и защитить обидчика от мести обиженного. Действия, совершающиеся по взаимному соглашению. Изъявления воли. Двойной долг государства по отношению к ним. Первое: оказать поддержку законным, второе: лишить этой поддержки незаконные и не допустить, чтобы даже при помощи законных люди могли накладывать на себя слишком тяжелые путы. Законность изъявления воли. Облегчение уничтожения законно заключенных договоров как последствие второй вышеупомянутой обязанности государства: однако только при договорах, касающихся лиц; с различными видоизменениями согласно своеобразной сущности договора. Распоряжения на случай смерти. Законность их на основании общих начал права. Вред их. Опасность простой наследственности без завещания и преимущества частных распоряжений. Средний путь, пытающийся сохранить преимущества и избежать неудобства. - Наследственность без завещания. Определение законной части. Поскольку договоры между живыми лицами должны быть обязательны для наследников? Лишь постольку, поскольку оставленное имущество получило благодаря этим договорам другую форму. Правила осторожности для государства, которое должно помешать здесь возникновению отношений, ограничивающих свободу. Моральное лицо. Его неудобства. Причины этих последних. Они уничтожаются, если каждое моральное лицо в каждом данном случае рассматривается как союз существующих в данное время сочленов. Высшие начала, извлеченные из этого отдела.
12. Забота государства о безопасности посредством юридического разрешения спорных вопросов, возникающих между гражданами
Государство здесь просто заступает место сторон. Первое вытекающее отсюда основное положение организации судопроизводства. Государство должно ограждать права каждой из сторон по отношению к другой стороне. Вытекающее отсюда второе основное положение организации судопроизводства. Вред, проистекающий от пренебрежения этими основными положениями. Необходимость новых законов, чтобы сделать возможными судебные решения. Удовлетворительность судебной организации есть момент, от которого преимущественно зависит эта необходимость. Вытекающие из них правила законодательства. Высшие положения, вытекающие из этого отдела.
13. Забота государства о безопасности посредством наказания за нарушение устновленных государством закнов (уголовное право)
Действия, которые государство должно наказывать. Наказания: их размер; абсолютный размер их; наибольшая мягкость при надлежащей действительности. Вред бесчестящего наказания. Несправедливость наказаний, которые помимо преступника простираются на других лиц. Относительный размер наказания. Степень попрания чужого права. Опровержение положения, принимающего мерилом частоту преступлений и количество располагающих к ним побуждений. Несправедливость и вред этого положения. Общая постепенная классификация преступлений по отношению к строгости их наказания. Применение карательных законов к действительным преступлениям. Как должно поступать с преступниками во время следствия. Рассмотрение вопроса: поскольку государство имеет право предупреждать преступления? Различие между ответом на этот вопрос и предыдущим определением действий, имеющих отношение только к действующему лицу. Очерк различных возможных способов предупреждения преступлений, смотря вообще по поводу к преступлению. Первый из этих способов, стремящийся помочь в случае недостатка материальных средств, часто ведущего к преступлениям, вреден и бесполезен. Еще вреднее второй способ, направленный к удалению поводов к преступлению, коренящихся в характере. Применение этого способа к истинным преступникам. Исправление их. Как поступать с оправданными по недостатку улик (absolvatio ab instancia). Последний способ предотвращать преступления: удаление случаев к их совершению. Ограничение его до простого препятствования приведению в исполнению уже решенных преступлений. Что должно заступить место отброшенных нами средств для предотвращения преступлений? Строжайшее расследование совершенных преступлений и редкость безнаказанности. Вред помилования и смягчения наказания. Мероприятия для открытия преступлений. Необходимость обнародования всех уголовных законов, без различия. Высшие вытекающие из этого отдела положения.
14. Забота государства о безопасности, состоящая в определении положения тех лиц, которые не обладают естественными или достаточно зрелыми человеческими силами (несовершеннолетние и умалишенные). Общие примечания к настоящему и четырем предыдущим отделам
15. Отношение вышеизложенной теории к средствам, необходимым для поддержания государственного устройства. Заключение теоретического изложения предмета
Финансовые учреждения Внутреннее политическое устройство. Рассмотрение изложенной теории с точки зрения права. Главная точка зрения по отношению ко всей теории в целом. Поскольку история и статистика могли бы служить вспомогательными средствами для нее? Различие между отношением граждан к государству и отношением их друг к другу. Необходимость этого различия.
16. Применение изложенной теории к действительности
Отношение теоретических истин к осуществлению их. Необходимая при этом осторожность. При каждой реформе новый порядок вещей должен быть связан с предыдущим. Это всего лучше удается, когда реформы начинаются с реформ в образе мысли. Вытекающие отсюда основные начала всех реформ. Применение их к настоящему исследованию. Главные характеристические особенности установленной системы. Опасности, которые нужно иметь в виду при применении ее в действие. Высшее основное положение, которому нужно следовать. Связь того положения с главными основными началами изложенной теории. Вытекающий из этой связи принцип необходимости. Преимущество его. Заключение.
Биография Вильгельма фон Гумбольдта
| Наверх | На страницу Александра Куряева | На входную страницу | Туда, откуда пришли |