КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА "СОЦИУМ"


Вильгельм Гумбольдт. О пределах государственной деятельности. Серия «Философия свободы». Выпуск 1. / Пер. с нем. – Челябинск: Социум; Москва, Три квадрата, 2003. 200 с. ISBN 5-901901-14-2

Книга представляет собой воспроизведение (в новой орфографии) русского перевода работы Вильгельма Гумбольдта, написанной в 1792 г. (Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen, Гумбольдт В. фон. Опыт установления пределов государственной деятельности. СПб.: Лугинин, 1908). Хотя отрывки из этой полемической работы были опубликованы в 1793 г. Шиллером, цензура не разрешала ее напечатание, и при жизни автора работа не была выпущена в свет (как часто бывает, она и значительно опередила свое время, и одновременно автор потерял к ней интерес). Подробнее об истории этой работы и ее авторе можно прочитать в очередном номере Частного взгляда. Для того, чтобы читатель представлял себе круг вопросов, охватываемых сочинением, мы приводим ниже подробное – авторское – содержание.

Книга поступила в магазины города. Ее также можно купить через электронный магазин http://urss.ru

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение

Определение предмета исследования. – Его редко разрабатывали. – Важность его. – Исторический взгляд на те пределы, которые государства действительно положили своей деятельности. – Различие между новыми и древними государствами. – Цель государственного союза вообще. – Спорный вопрос о том, должна ли она состоять в одной лишь заботе о безопасности нации или вообще в заботе о ее благе. – Законодатели и писатели утверждают последнее. – Тем не менее дальнейшая проверка этого положения необходима. – Эта проверка должна исходить от отдельного человека и высших целей его существования.

2. Рассмотрение отдельного человека и высших, конечных целей его существования

Высшей и конечной целью каждого человека должно быть высшее и самое соразмерное развитие его сил и их индивидуальных особенностей. – Необходимые для достижения этой цели условия: свобода действия и разнообразие положений. – Ближайшее применение этих положений к внутренней жизни человека. – Подтверждение этого с помощью истории. – Высшее положение для всего настоящего исследования, к которому приводят эти рассуждения.


3. Переход к исследованию в собственном смысле. Разделение его. Забота государства о положительном, в особенности о физическом благе граждан

Объем этого отдела. – Забота государства о положительном благе граждан вредна. Потому что она: – вызывает однообразие; – ослабляет силу; – нарушает и препятствует воздействию внешних, даже просто физических занятий и внешних отношений вообще на дух и характер человека; – должна быть направлена на разнородное множество людей и поэтому вредит отдельному человеку ограничениями, которые к каждому из них применимы лишь с значительными погрешностями. – препятствует развитию индивидуальности и своеобразности человека; – затрудняет само управление государством, умножает необходимые для этого средства и через это становится источником разнообразного вреда; – лишает, наконец, человека правильного и естественного взгляда на важнейшие предметы. – Возражения на упрек преувеличения описанного вреда. – Выгоды системы, противоположной той, которая только что оспаривалась. – Высшее положение, выведенное из этого отдела. – Средства, употребляемые государством, заботящемся о положительном благе граждан. – Вред этих средств. – Различие случаев, когда что-нибудь делается государством как государством и когда то же самое совершается гражданами. – Проверка возражения: не необходима ли забота государства о положительном благе граждан, потому что без нее может быть невозможно достигнуть тех же внешних целей – тех же необходимых результатов? – Доказательство этой невозможности, преимущественно посредством добровольных общественных установлений граждан. – Преимущества такой деятельности граждан перед подобной же деятельностью государства.

4. Забота государства об отрицательном благе граждан и их безопасности

Эта забота необходима – она в сущности представляет конечную цель государственного устройства. – Высшее положение, отсюда проистекающее. – Подтверждение этого историей. .

5. Забота государства о безопасности от внешних врагов

Точка зрения, избранная в настоящем случае. – Влияние войны вообще на дух и характер народа. – Рассмотрение войны у нас и всех относящихся к ней учреждений. – Разнообразные вредные последствия войны для внутреннего развития человека. – Высшее положение, извлеченное из этого рассмотрения.

6. Забота государства о безопасности граждан друг от друга. Средства для достижения этой цели. Установления, направленные к переработке духа и характера граждан. Общественное воспитание

Возможный объем средств для достижения этой безопасности. – Нравственные средства. – Общественное воспитание. – Оно вредно в особенности потому, что препятствует разносторонности развития; – бесполезно, потому что в нации, пользующейся настоящей свободой, никогда не будет недостатка в хорошем воспитании; – слишком сильно действует потому, что забота о безопасности не делает необходимым полное преобразование нравов; – находится поэтому вне границ деятельности государства.

7. Религия

Исторический взгляд на способы, которыми государства пользовались религией. – Всякое вмешательство государства в религию ведет за собой покровительство известным мнениям в ущерб другим и известное руководство гражданами. – Общие рассуждения о влиянии религии на дух и характер человека. – Религия и нравственность не неразрывно связаны одна с другой. Потому что: – происхождение всех религий вполне субъективно; религиозность, так же, как и полное отсутствие ее, могут иметь одинаково благодетельные последствия для нравственности; – основные начала нравственности совершенно независимы от религии; – и влияние всякой религии основано только на индивидуальных свойствах человека; так что то, что одно действует на нравственность, не составляет, так сказать, содержания религиозных систем, но сводится к форме внутреннего восприятия их. – Применение этих рассуждений к настоящему исследованию и рассмотрение вопроса: должно ли государство пользоваться религией как орудием для приобретения влияния? – Всякое покровительство, оказываемое государством религии, в наилучшем случае приводит к тому, что действия граждан становятся законными. – Но этим не может удовлетворяться государство, которое должно сделать граждан послушными духу закона, а не только действующими согласно с его буквой. – Такой результат сам по себе ненадежен, даже невероятен и, во всяком случае, легче достигается с помощью других средств. – Названное выше средство, кроме того, ведет за собой настолько большой вред, что одно это уже воспрещает его употребление. – Ответ мимоходом на возможное при этом возражение, основанное на недостатке культуры некоторых классов народа. – Наконец, вопрос решается с высшей и наиболее общей точки зрения тем, что государству вполне закрыт доступ к тому, что единственно действует на нравственность, именно к форме внутреннего восприятия религиозных понятий. – Поэтому все, что касается религии, лежит вне границ понятий. – Поэтому все, что касается религии, лежит вне границ государства.

8. Улучшение нравов

Возможные для достижения этого средства. – Они сводятся преимущественно к ограничению чувственности. – Общее рассмотрение влияния чувственности на человека. – Влияние чувственных впечатлений, рассматриваемых только по отношению к их сущности. – Различие этого влияния, смотря по различным присущим им свойствам, преимущественно различие между влиянием энергически действующих и остальных чувственных впечатлений. – Связь чувственного с нечувственным при помощи прекрасного и возвышенного. – Влияние чувственности на силы человека: познающие, умственные, творческие, нравственные. – Вред и опасности чувственного. – Применение этих взглядов к настоящему исследованию и рассмотрение вопроса, имеет ли государство право положительно влиять на нравы. – Всякая подобная попытка влияет лишь на внешние поступки – и вызывает многочисленные и важные вредные последствия. – Даже самая порча нравов, которой хотят противодействовать, не лишена некоторых полезных последствий и по крайней мере не делает необходимым применение средств, вообщей преобразовывающих нравы. Подобные средства лежат поэтому вне границ деятельности государства.– Высшее начало, извлеченное из настоящего и двух предшествующих отделов.

9. Ближайшее положительное определение заботы государства о безопасности. Развитие понятия "безопасность"

Пересмотр хода всего исследования. – Перечень того, чего еще недостает. – Установление понятия "безопасность". – Определение. – Права, которые следует обезопасить. – Права отдельных граждан. – Права государства. – Действия, нарушающие безопасность. – Подразделение остающейся части исследования.

10. Забота государства о безопасности, состоящая в определении таких действий граждан, которые относятся непосредственно и прямо только к самому действующему лицу(полицейские законы)

О выражении "полицейские законы". – Единственные основание, дающее здесь государству право на ограничения, возникает, когда последствия подобных действий уменьшают права других. – Свойства последствий, причиняющих подобное уменьшение чужих прав. – Пример действий, производящих соблазн. – Меры предусмотрительности для государства на случай таких действий, последствия которых могут повредить чужому праву тем, чтоб избежать представляемой такими последствиями опасности. – Насколько должна быть тесна связь этих последствий с самим действием, чтобы служить основанием для ограничения? – Высшее начало, извлеченное из предыдущего. – Исключение из него. – Преимущество того, если граждане достигают при помощи свободных договоров тех же последствий, которые иначе государство должно добиваться при посредстве законов. – Рассмотрение вопроса: может ли государство принудить к положительным действиям. – Отрицание этого, потому что: – подобное принуждение вредно; – не необходимо для поддержания безопасности. – Исключения в случаях крайней необходимости. – Действия, совершающиеся на общих владениях или касающиеся их.

11. Забота государства о безопасности, состоящая в определении таких действий граждан, которые непосредственно и прямо касаются других лиц (гражданские законы)

Действия, нарушающие права других лиц. – Обязанность государства помочь обиженному получить вознаграждение и защитить обидчика от мести обиженного. – Действия, совершающиеся по взаимному соглашению. – Изъявления воли. – Двойной долг государства по отношению к ним. – Первое: оказать поддержку законным, – второе: – лишить этой поддержки незаконные и не допустить, чтобы даже при помощи законных люди могли накладывать на себя слишком тяжелые путы. – Законность изъявления воли. – Облегчение уничтожения законно заключенных договоров как последствие второй вышеупомянутой обязанности государства: однако только при договорах, касающихся лиц; с различными видоизменениями согласно своеобразной сущности договора. – Распоряжения на случай смерти. – Законность их на основании общих начал права. – Вред их. – Опасность простой наследственности без завещания и преимущества частных распоряжений. – Средний путь, пытающийся сохранить преимущества и избежать неудобства. - Наследственность без завещания. Определение законной части. – Поскольку договоры между живыми лицами должны быть обязательны для наследников? – Лишь постольку, поскольку оставленное имущество получило благодаря этим договорам другую форму. – Правила осторожности для государства, которое должно помешать здесь возникновению отношений, ограничивающих свободу. – Моральное лицо. – Его неудобства. – Причины этих последних. – Они уничтожаются, если каждое моральное лицо в каждом данном случае рассматривается как союз существующих в данное время сочленов. – Высшие начала, извлеченные из этого отдела.

12. Забота государства о безопасности посредством юридического разрешения спорных вопросов, возникающих между гражданами

Государство здесь просто заступает место сторон. – Первое вытекающее отсюда основное положение организации судопроизводства. – Государство должно ограждать права каждой из сторон по отношению к другой стороне. – Вытекающее отсюда второе основное положение организации судопроизводства. – Вред, проистекающий от пренебрежения этими основными положениями. – Необходимость новых законов, чтобы сделать возможными судебные решения. – Удовлетворительность судебной организации есть момент, от которого преимущественно зависит эта необходимость. – Вытекающие из них правила законодательства. – Высшие положения, вытекающие из этого отдела.

13. Забота государства о безопасности посредством наказания за нарушение устновленных государством закнов (уголовное право)

Действия, которые государство должно наказывать. – Наказания: их размер; абсолютный размер их; наибольшая мягкость при надлежащей действительности. – Вред бесчестящего наказания. – Несправедливость наказаний, которые помимо преступника простираются на других лиц. – Относительный размер наказания. – Степень попрания чужого права. – Опровержение положения, принимающего мерилом частоту преступлений и количество располагающих к ним побуждений. – Несправедливость и вред этого положения. – Общая постепенная классификация преступлений по отношению к строгости их наказания. – Применение карательных законов к действительным преступлениям. – Как должно поступать с преступниками во время следствия. – Рассмотрение вопроса: поскольку государство имеет право предупреждать преступления? – Различие между ответом на этот вопрос и предыдущим определением действий, имеющих отношение только к действующему лицу. – Очерк различных возможных способов предупреждения преступлений, смотря вообще по поводу к преступлению. – Первый из этих способов, стремящийся помочь в случае недостатка материальных средств, часто ведущего к преступлениям, вреден и бесполезен. – Еще вреднее второй способ, направленный к удалению поводов к преступлению, коренящихся в характере. – Применение этого способа к истинным преступникам. Исправление их. – Как поступать с оправданными по недостатку улик (absolvatio ab instancia). – Последний способ предотвращать преступления: удаление случаев к их совершению. Ограничение его до простого препятствования приведению в исполнению уже решенных преступлений. – Что должно заступить место отброшенных нами средств для предотвращения преступлений? – Строжайшее расследование совершенных преступлений и редкость безнаказанности. – Вред помилования и смягчения наказания. – Мероприятия для открытия преступлений. – Необходимость обнародования всех уголовных законов, без различия. – Высшие вытекающие из этого отдела положения.

14. Забота государства о безопасности, состоящая в определении положения тех лиц, которые не обладают естественными или достаточно зрелыми человеческими силами (несовершеннолетние и умалишенные). Общие примечания к настоящему и четырем предыдущим отделам

 

15. Отношение вышеизложенной теории к средствам, необходимым для поддержания государственного устройства. Заключение теоретического изложения предмета

Финансовые учреждения – Внутреннее политическое устройство. – Рассмотрение изложенной теории с точки зрения права. – Главная точка зрения по отношению ко всей теории в целом. – Поскольку история и статистика могли бы служить вспомогательными средствами для нее? Различие между отношением граждан к государству и отношением их друг к другу. – Необходимость этого различия.

16. Применение изложенной теории к действительности

Отношение теоретических истин к осуществлению их. – Необходимая при этом осторожность. – При каждой реформе новый порядок вещей должен быть связан с предыдущим. – Это всего лучше удается, когда реформы начинаются с реформ в образе мысли. – Вытекающие отсюда основные начала всех реформ. – Применение их к настоящему исследованию. – Главные характеристические особенности установленной системы. – Опасности, которые нужно иметь в виду при применении ее в действие. – Высшее основное положение, которому нужно следовать. – Связь того положения с главными основными началами изложенной теории. – Вытекающий из этой связи принцип необходимости. – Преимущество его. – Заключение.

Биография Вильгельма фон Гумбольдта


| Наверх | На страницу Александра Куряева | На входную страницу | Туда, откуда пришли |