| Наверх | Оглавление страницы Геннадия Лебедева | Туда, откуда пришли |
Яков Зайдельман
ГЕННАДИЙ ЛЕБЕДЕВ И ЕГО ВКЛАД
В ШКОЛЬНУЮ ИНФОРМАТИКУ
Опубликовано в городской газете г. Троицка
«Троицкий вариант». Май 2004
Интернет-версия газеты (в формате PDF) выложена по адресу:
http://trv.trovant.ru/pdf_trv.htm
Гена Лебедев был (написал, и самого резануло до боли был; cтрашное, несправедливое, непоправимое слово) очень разносторонним человеком. Талантливый учёный, высококвалифицированный программист, успешный политик и бизнесмен. Но для меня и для многих других людей, связанных со школой, он в первую очередь один из основателей школьной информатики.
Гена один из тех людей, которые 20 лет назад заложили основы информатики как школьного предмета в тогда ещё советской школе. И все эти 20 лет, при всех бурных переменах в жизни нашей страны и самого Геннадия, он принимал самое деятельное участие в поддержке школьной информатики, он ощущал свою ответственность за то, как она развивается и не жалел сил и времени на то, чтобы донести свою позицию до учителей.
В 1990 году вышел учебник, одним из трёх авторов которого был Г.В. Лебедев. Это был уже не первый его учебник, но эта книга оказалась особенно удачной. До 1997 года она переиздавалась практически ежегодно, общий тираж составил более 7 миллионов экземпляров.
Кроме несомненных достоинств самой книги, немалую роль в её успехе сыграла активная позиция Геннадия. После выхода учебника, уже будучи руководителем Троицка, он нашёл время и прочитал в Архангельске недельный курс лекций для учителей. Видеозапись этих лекций смотрели потом учителя Москвы и других городов. Это было блестящее выступление: Геннадий как никто другой умел выделить самое главное, сделать это главное доступным, понятным и при этом не упустить из виду тех мелочей, без которых главные цели остаются недостижимыми. Он превращал слушателей в своих единомышленников, причём сознательных единомышленников, не просто повторяющих что-то вслед за «мэтром», но понимающих, почему это так.
Он замечательно умел находить образные сравнения, иногда довольно забавные, но всегда очень точные. Например, он считал, что учить школьников основам программирования обязательно нужно, но система программирования должна быть как можно более естественной, чтобы не приходилось тратить драгоценное время на изучение самой системы, а можно было сразу приступить к решению задач. Чтобы сделать эту позицию более понятной, он приводит такое сравнение: если бы на уроках математики вместо ручки и бумаги у нас был бы топор и камень, мы бы всё равно решали математические задачи, но уровень их сложности был бы сильно ограничен, так как мы бы физически не смогли решать такие задачи, для которых требуются длинные записи. И ещё одно его сравнение из той же серии: решая математические задачи, мы пишем ручкой на бумаге, но мы не изучаем предварительно как ручка и бумага устроены. Это просто инструменты, которыми мы пользуемся для решения своих задач. Главное для нас задачи, а не инструменты.
Компьютер для Гены всегда был именно инструментом для решения задач, а не самоценным объектом изучения. Наверное, именно в архангельских лекциях впервые были озвучены главные принципы построения школьной информатики, которые Гена назвал «тремя китами» курса. Первый кит курс должен развивать алгоритмическое мышление школьника как особую форму мышления, специфическую для информатики как науки и очень важную в любой сфере деятельности человека. Второй кит курс должен быть «настоящим», он может упрощать и сокращать фундаментальные научные положения, приближая их к пониманию школьников, но нельзя включать в курс то, чего нет в науке, нельзя учить чему-то только потому, что учить этому легко и приятно. Третий кит курс должен быть «полным», должен давать адекватное представление о современной информационной реальности. Сокращая и упрощая, нельзя отказываться от некоторых опорных элементов, даже если их изучение может оказаться сложным. Легко видеть, что эти положения, высказанные более 10 лет назад, ничуть не потеряли своей актуальности.
Кроме личных встреч с учителями (встретиться со всеми невозможно физически, и Гена прекрасно это понимал), он активно работал над учительскими пособиями: как представитель авторов учебника вошёл в коллектив, подготовивший методическое руководство к учебнику, а чуть позже обработал стенограмму архангельских лекций и выпустил книгу «12 лекций о школьной информатике». Это совершенно уникальное издание: может быть, единственная книга, в которой автор учебника не просто рассказывает, как с этим учебником работать, но ещё и объясняет, почему этот учебник именно такой, подробно раскрывает и обосновывает свои идейные позиции.
В конце 1990-х годов стало ясно, что учебник нуждается в обновлении. Был сформирован новый авторский коллектив, в который посчастливилось войти и мне. Работать с Геной было очень интересно. Когда мы обсуждали общее содержание книги, он буквально фонтанировал идеями, многие из которых стали потом своеобразными «изюминками» книги. К сожалению, многое так и не удалось воплотить: что-то не вписалось в объём, на что-то просто не хватило времени. Гена был очень твёрд в том, что касалось основного идейного стержня, и очень щедр в деталях, выдавая множество идей и не настаивая на безусловном их использовании.
Новый учебник вышел в 2000 году, и вот уже 4 года выходят ежегодные дополнительные тиражи. А у авторов уже появляются новые мысли, и в конце мая мы договаривались снова собраться всем авторским коллективом, обсудить то новое, что появилось за последнее время, обдумать возможные дополнения к учебнику. Увы, жизнь распорядилась иначе. Работу придётся продолжать без Гены. Но его мысли, его оптимизм, его мягкость в отношениях и твёрдость в чём-то самом главном навсегда останутся с нами.
| Наверх | Оглавление страницы Геннадия Лебедева | Туда, откуда пришли |