Хосе Пиньера. "Шанс для трудящихся:
приватизация социального обеспечения в Чили".

The Cato Journal, vol. 15, no.2

Перевод с английского к.э.н. Ю.В. Кузнецова под редакцией к.э.н. Гр.Сапова

 

Cato Institute. Cato's Letters

Институт Катона. Серия "Письма Катона"

Институт Катона (The Cato Institute) получил свое название от "Писем Катона" - серии эссе Джона Тренчарда и Томаса Гордона о политической свободе, написанных в XVIII в. и получивших широкое распространение среди читателей в американских колониях. “Письма Катона” сыграли большую роль в разработке философских оснований идеологии Американской революции.

"Письма Катона" (Cato's Letters) - серия оригинальных эссе по вопросам политической экономии и публичной политики.

Cato's Letter #10

Empowering Workers. The Privatization of Social Security in Chile

by José Piñera

Copyright © 1996 by the Cato Institute.

Хосе Пиньера является президентом Международного центра пенсионной реформы и сопредседателем проекта Института Катона по приватизации социального обеспечения. Занимая пост министра труда и социального обеспечения Чили с 1978 по 1980 гг., он отвечал за приватизацию чилийской пенсионной системы. В основу данной статьи положен доклад, представленный 17 января 1996 г. в Канкуне (Мексика) на региональной конференции общества “Монт Пелерин”. Автор благодарит Эдварда Х. Крейна (Edward H. Crane) за ценные замечания.

Перевод сделан по тексту статьи, напечатанной в The Cato Journal, vol. 15, no.2.

 

Призрак бродит по свету – призрак банкротства государственных пенсионных систем. Распределительная пенсионная система, господствовавшая на протяжении всего века, помимо множества частных, технических недостатков, имеет и некий принципиальный дефект.

Этот дефект сводится к тому, что распределительная система уродует мировоззрение и тем самым негативно воздействует на поведение людей. Распределительная пенсионная система разрушает важнейшую связь – связь между усилием и вознаграждением. На уровне отдельной личности это проявляется в разрыве между личной ответственностью и личными правами. Везде, где такой разрыв имеет место в массовом масштабе и в течение продолжительного времени, неминуем крах.

Этот печальный конец приближается в силу действия двух групп факторов: (1) имеет место глобальная демографическая тенденция снижения рождаемости и (2) прогресс медицины приводит к увеличению продолжительности жизни.

В результате все меньшее число работающих содержат все большее число пенсионеров.

Поскольку и увеличение границы пенсионного возраста, и рост налогов на фонд оплаты труда имеют верхний предел, рано или поздно система вынуждена снижать уровень обязательств – верный признак банкротства.

Не важно, достигнуто ли уменьшение реальных обязательств посредством инфляции, как в большинстве развивающихся стран, или оно достигается через изменение законодательства, как в странах развитых. Для работника, выходящего на пенсию, результат один и тот же: страдания пожилых людей, парадоксальным образом вытекающие из неспособности "государственной системы социальных гарантий" гарантировать что-либо вообще.

В 1980 году правительство Чили решило радикально изменить ситуацию. Государственная пенсионная система была заменена поистине революционным нововведением – Национальной системой пенсионных сберегательных счетов (ПСС), управляемых частными компаниями.

Результаты функционирования этой системы в течение 15 лет говорят сами за себя. Размеры пенсий в реальном исчислении, начисляемые и выплачиваемые по новой, частной, системе уже превосходят на 50-100 процентов (в зависимости от того, идет ли речь о пенсии по возрасту, нетрудоспособности или в связи с потерей кормильца) те, которые выплачивались бы при сохранении старой, распределительной, системы.

Ресурсы, которыми распоряжаются частные пенсионные фонды, достигали в 1995 году 25 миллиардов долларов США, или 40-ка процентов ВНП. Приватизация пенсионной системы привела к улучшению функционирования рынков капитала и труда. Она явилась одной из ключевых реформ, приведших к увеличению темпов роста экономики с исторически сложившихся 3% в год до 6,5% в среднем за последние 12 лет.

Несомненным фактом является и то, что с момента начала реформы уровень сбережений в Чили вырос до 27-ми процентов ВНП, а уровень безработицы упал до 5-ти процентов.

Еще более важно то, что пенсии перестали быть делом государства. Тем самым целый сектор экономики был деполитизирован, и люди получили больше возможностей определять собственную судьбу. Структурный дефект был устранен, и теперь будущая пенсия зависит от поведения индивидуума и развития экономики.

Успех чилийской частной пенсионной системы побудил еще три южноамериканских страны последовать примеру Чили. За последние годы Аргентина (1994), Перу (1993) и Колумбия (1994) провели аналогичные реформы. Около 11 миллионов рабочих в четырех южноамериканских странах в настоящее время владеют личными пенсионными счетами (в последующие годы продолжилась рецепция чилийского опыта, причем в Латинской Америке чилийская пенсионная система приобретает все черты стандарта, а в других странах широко применяются отдельные элементы этой системы. Следует отметить двусмысленную позицию Всемирного банка, который рекомендует вводить т.н. "систему трех опор" (three-pillar system), предусматривающую сохранение государственной пенсионной системы и ее дополнение обязательным и добровольным частным пенсионным страхованием. – прим. науч. ред.).

Чилийский опыт может оказаться поучительным для всех стран мира. Даже в Соединенных Штатах началось серьезное обсуждение возможной приватизации ныне действующей пенсионной схемы для лиц, работающих по найму и достигших 60 лет. Следует отметить, что американская система социального обеспечения является крупнейшей государственной программой в мире; ее ежегодные расходы составляют более 350 миллиардов долларов – больше, чем оборонный бюджет США в период холодной войны.

Свидетельством идейной силы частной пенсионной системы является факт посещения Чили делегацией правительственных чиновников Китайской Народной Республики специально для изучения этой системы. Одним из результатов посещения стал чрезвычайно любопытный спор, о котором недавно сообщил журнал The Economist (цитируемый номер "Экономиста" вышел 11 февраля 1995 года, статья Х.Пиньеры опубликована в 1996 году, воссоединение Китая и Гонконга состоялось в 1997 г. – прим.науч.ред.):

Продолжительный спор между Британией и Китаем по поводу будущего Гонконга обычно содержит больше желчи, чем юмора. Однако, нападки китайцев губернатора Гонконга Криса Паттена в связи с его планом ввести в колонии распределительную пенсионную схему, могут вызвать улыбку. Главный представитель коммунистического Китая в Гонконге Чжу Нань громогласно обвинил г-на Паттена, британского консерватора, в том, что тот пытается навязать Гонконгу "дорогостоящие евросоциалистические" идеи.

Возможно, многие другие страны, включая все американские, еще до наступления нового тысячелетия приватизируют свои пенсионные системы. Это будет означать грандиозное перераспределение власти от государства к людям, что приведет к расширению личной свободы, ускорению экономического роста и облегчение бремени бедности, особенно для пожилых людей.

Чилийская система пенсионных сберегательных счетов.

В чилийской системе пенсионных сберегательных счетов (ПСС) уровень пенсии работника определяется количеством денег, накопленных за годы работы. Ни трудящиеся, ни работодатели не платят государству налог, используемый на социальное обеспечение. Не получает работник и государственной пенсии.

Вместо этого в течение всей его трудовой биографии наниматель каждый месяц автоматически перечисляет 10 процентов его зарплаты на его собственный, личный ПСС. Эта процентная норма распространяется только на первые $22000 ежегодного дохода [до уплаты личного подоходного налога – прим.науч.ред.] Таким образом, по мере того, как экономический рост приводит к повышению средней заработной платы, роль "принудительных сбережений" в пенсионной системе уменьшается.

Работник может внести на ПСС в качестве добровольных сбережений дополнительно до 10% ежемесячного заработка, которые также не облагаются подоходным налогом. В общем случае, если он хочет уйти на пенсию раньше или получать более высокую пенсию, он будет вкладывать больше, чем 10% своей заработной платы.

Работник выбирает одну из частных компаний по управлению пенсионным фондом (КУПФ, "Administradoras de Fondos de Pensiones"), которая будет управлять его ПСС. Эти компании не имеют права заниматься другими видами деятельности и являются объектами государственного регулирования, имеющего целью гарантировать диверсифицированный портфель с низкой степенью риска и предотвратить мошенничество. Специальная государственная высокопрофессиональная "Служба надзора за КУПФ" обеспечивает регулирование. Разумеется, вход на рынок услуг КУПФ является свободным.

Каждая КУПФ управляет неким аналогом паевого фонда (mutual fund), который инвестирует средства в акции и облигации. Инвестиционные решения принимаются КУПФ. Государственное регулирование устанавливает лишь максимальные процентные уровни как для отдельных типов финансовых инструментов, так и для общего состава портфеля. Дух реформы состоит в снижении степени регулирования со временем, по мере накопления опыта. Никаких обязанностей инвестировать в государственные или иные ценные бумаги не существует. КУПФ и инвестиционный фонд, которым она управляет, являются отдельными юридическими лицами. Поэтому, если КУПФ разорится, активы инвестиционного фонда, то есть инвестиции работников, не будут затронуты.

Работники могут переходить от одной КУПФ к другой. Поэтому компании конкурируют между собой путем предоставления более высокой доходности инвестиций, более высокого качества обслуживания и более низких комиссионных. Каждый работник получает сберегательную книжку на свой ПСС. Ежеквартально ему предоставляется регулярный отчет, информирующий работника о том, сколько денег накоплено на его пенсионном счете, и насколько хорошо сработал инвестиционный фонд. Счет работника именной, он является его собственностью и используется в будущем для выплаты пенсии по старости (а также пенсий близким родственникам в случае его смерти).

Естественно, индивидуальные предпочтения в образе жизни в пожилом возрасте столь же разнообразны, как и любые другие предпочтения. Некоторые люди хотят работать всю жизнь, другие ждут не дождутся, когда можно будет закончить работу и предаться своему истинному призванию или увлечению, например живописи или рыбной ловле. Старая распределительная система не позволяет удовлетворить все эти предпочтения иным способом, кроме политического давления, например, посредством снижения пенсионного возраста для политически наиболее сильных групп электората. Эта система стрижет всех под одну гребенку и, тем самым, мешает человеку сделать свою жизнь более счастливой.

В отличие от этого, накопительная система ПСС позволяет людям преобразовывать личные предпочтения в индивидуальные решения, приводящие к желаемому результату. В зданиях филиалов многих КУПФ расположены удобные для пользователей компьютерные терминалы, которые позволяют работнику на основании суммы, накопленной на его счете, и предполагаемом сроке выхода на пенсию, вычислять ожидаемую величину своей будущей пенсии. Можно считать и по-другому: определить величину пенсии, которую работник надеется получать, и запросить компьютер, какую сумму нужно вносить ежемесячно на пенсионный счет, если он хочет уволиться в определенном возрасте. Получив ответ, он может просто попросить своего работодателя удерживать соответствующий процент из зарплаты. Разумеется, работник может впоследствии изменять эту величину в зависимости от реальной доходности пенсионного фонда. В итоге, работник может определить желаемый размер своей пенсии и свой пенсионный возраст точно таким же образом, как заказывается костюм по индивидуальной мерке у портного.

Как отмечалось выше, пенсионные вклады работника вычитаются из налогооблагаемого дохода. После выхода на пенсию, когда накопленные суммы начинают расходоваться, с них платится подоходный налог в соответствии с действующими ставками.

Чилийская система ПСС охватывает занятых как в частном, так и в государственном секторах. Единственной исключение – военнослужащие и полицейские, пенсионное обеспечение которых, как и в других странах, является неотъемлемой частью системы оплаты и условий их труда. (По моему мнению, хотя они сами это мнение пока не разделяют, им также было бы выгоднее перейти на систему ПСС – прим.автора). Все остальные работающие по найму должны иметь ПСС. Те, кто работает самостоятельно, а не по найму, могут по желанию присоединиться к этой системе. Тем самым создается стимул для перехода работников из неформального в формальный сектор экономики.

Работник, вносивший средства в пенсионную систему в течение по крайней мере 20 лет, пенсионный фонд которого в момент достижения пенсионного возраста, тем не менее, не достигает законодательно установленного уровня, обеспечивающего "минимальную пенсию", получает пенсию от государства по исчерпании ПСС. Следует особо подчеркнуть, что никто не может быть считаться бедным a priori. Только a posteriori, т.е. после того, как трудовая биография работника завершена и средства ПСС исчерпаны, бедный пенсионер получает государственное пособие. (Те, кто не накапливал средства на ПСС в течение 20 лет, могут подать заявление на получение пенсии типа велфэра, социального вспомоществования, которая гораздо меньше обычной.)

Система ПСС также включает в себя страхование на случай преждевременной смерти и потери трудоспособности. Каждая КУПФ предоставляет своим клиентам соответствующие услуги, приобретая в частных страховых компаниях групповую страховку на случай смерти или нетрудоспособности. Страховой взнос оплачивается из дополнительного взноса работника, включающего комиссионные КУПФ, в размере 2.9% заработной платы.

Обязательный минимальный уровень сбережений вычислен, исходя из предположения о средней доходности 4% годовых на протяжении периода трудовой активности. Таким образом, типичный наемный работник накапливает на ПСС достаточную сумму для получения пенсии, равной 70% заработной платы в последние годы перед выходом на пенсию.

Так называемый законодательно установленный (нормативный) пенсионный возраст равен 65-ти годам для мужчин и 60-ти - для женщин. Этот возраст, традиционный для распределительных пенсионных систем, не обсуждался в ходе пенсионной реформы, поскольку не является структурной характеристикой новой системы. Однако, значение слов "выход на пенсию" в новой системе отличается от их значения в традиционных системах. Во-первых, работники могут продолжать трудиться после выхода на пенсию. В этом случае они получают доход, который позволяет сохранить накопленный ими капитал, и от них не требуется дальнейшего внесения денег на счет в рамках пенсионного плана. Во-вторых, работники, имеющие достаточные сбережения на ПСС для финансирования "разумной пенсии" (50% средней заработной платы за предыдущие 10 лет, если эта величина больше "минимальной пенсии") могут избрать по желанию более ранний выход на пенсию.

Таким образом, порог 60-65 лет не является жестким сроком, встроенным в систему. Его роль заключается в том, что работник должен продолжать вносить 10% дохода на ПСС вплоть до этого срока, если он сам не выбрал более раннего срока выхода на пенсию, то есть, срока, когда он начнет получать свои деньги в качестве ежемесячной пенсии. Согласитесь, что это не то же самое, что исключение из состава работающего населения. Между тем, работник должен достичь этого возраста, чтобы получить право на государственное пособие, гарантирующее минимальную пенсию.

Но это ни в коем случае не означает ни обязанности прекратить трудовую деятельность в каком бы то ни было возрасте, ни обязанности продолжать работу или делать пенсионные сбережение, если вы уже обеспечили себя "разумной пенсией", определенной выше.

После выхода на пенсию работник может выбрать одну из двух общих схем платежа. В первом случае, пенсионер может использовать капитал, накопленный на ПСС, для покупки аннуитета у любой частной компании по страхованию жизни. Аннуитет гарантирует постоянный ежемесячный доход до конца жизни, индексированный в соответствии с темпом инфляции (на чилийском рынке капитала обращаются индексированные облигации, поэтому компании могут делать соответствующие инвестиции), плюс пособие своим иждивенцам в случае потери кормильца. Во втором случае пенсионер может оставить свои средства на ПСС и снимать с него деньги в соответствии с программой, которая определяется с учетом ожидаемой продолжительности жизни его и его иждивенцев. В последнем случае, если он умирает, остаток на счете считается частью его наследуемого имущества. При любом варианте он может снять со счета всю сумму, превосходящую величину, необходимую для покупки аннуитета или для запрограммированного снятия со счета, обеспечивающих 70% последней величины зарплаты.

Накопительная система разрешает типичную проблему распределительных систем, связанную с численностью трудящегося населения: по мере старения населения количество работающих на одного пенсионера уменьшается. При накопительной системе пенсионеры страны не находятся на содержании у работающей части населения. Напротив, в отличие от распределительной системы, исчезает почва для конфликта между поколениями, и исключается возможность банкротства системы в целом. В новой системе отсутствует проблема, с которой сталкиваются многие страны – проблема пенсионных обязательств государства, не обеспеченных доходами работающих.

В отличие от частных пенсионных систем, создаваемых на базе отдельных компаний, в которых основное бремя несут рабочие, увольняющиеся до истечения определенного числа лет, нередко приводящие к банкротству пенсионных фондов работников, лишая их тем самым и работы, и прав на пенсионные накопления, система ПСС полностью независима от компаний-работодателей.. Поскольку ПСС привязаны к работнику, а не к компании, они являются свободно перемещаемыми. Поскольку пенсионные фонды должны инвестировать в ценные бумаги, обращающиеся на рынке, текущая рыночная ценность ПСС может определяться ежедневно. Поэтому его легко передать от одной КУПФ к другой. Проблема "прикрепления к рабочему месту" просто отсутствует. Поскольку система ПСС не препятствует мобильности трудовых ресурсов как внутри страны, так и между странами, она придает рынку труда необходимую гибкость и не приводит ни к стимулированию, ни к искусственному сдерживанию миграции.

Система ПСС является также более эффективной в обеспечении гибкости рынка труда. Фактически, все больше людей склоняются к тому, чтобы работать неполный рабочий день или перервать трудовой стаж, особенно женщины и молодежь. В распределительной системе такие гибкие режимы занятости приводят к проблемам, связанным с необходимостью заполнения разрывов в поступлении средств. Иное дело в системе ПСС, где перерыв в поступлении средств вообще не представляет проблемы.

Переходный период

Одно дело – описать уже функционирующую накопительную пенсионную систему. Другое дело – перейти к системе ПСС, осуществив этот переход в стране, которая уже имеет распределительную систему. Разумеется, процесс перехода к новой системе должен учитывать особенности данной страны, и особенно ограничения, налагаемые бюджетной ситуацией.

В Чили мы установили три основных принципа для переходного периода:

1. Государство гарантирует тем, кто уже получает пенсию, что на их пенсию реформа не повлияет. Это правило было очень важным, так как органы социального обеспечения должны были прекратить получать деньги от работников, перешедших на новую систему, поэтому они не могли бы продолжать содержать пенсионеров за счет собственных ресурсов. Более того, было бы несправедливым по отношению к пожилым людям резко изменить их доходы или ожидания в этот момент их жизни.

2. Каждый работник, уже внесший средства в старую распределительную систему, получал право выбора: остаться в этой системе или перейти на новую систему ПСС. Те, кто решил выйти из старой системы, получали облигацию, называемую "признание пенсионного долга" (recognition bond), которая вносилась на новый ПСС. (Облигация индексировалась в зависимости от темпа инфляции так, что обеспечивалась ее доходность в 4% годовых в реальном исчислении). Правительство погашало облигацию только тогда, когда работник достигал нормативного пенсионного возраста. Эти ценные бумаги обращались на вторичном рынке, что позволяло использовать их при более раннем выходе на пенсию. Данный вид облигаций отражал права, которые работник уже приобрел в рамках распределительной системы. Таким образом, трудящийся, который выплачивал пенсионные взносы в течение многих лет, не начинал в новой системе “с нуля”.

3. Все, кто впервые вступал в состав рабочей силы, в обязательном порядке включались в систему ПСС. В связи с тем, что распределительная система неспособна себя поддерживать, вход в нее был закрыт. Эта норма обеспечила полное прекращение существования старой системы после того, как последний работник, решивший остаться в ней, достигнет пенсионного возраста (с этого момента, в течение ограниченного времени, правительство должно будет только выплачивать пенсии пенсионерам старой системы). Это правило важно, поскольку наиболее эффективный способ уменьшить вмешательство государства в нашу жизнь – это полностью закрыть государственные программы, а не только уменьшить их масштаб. Ведь какое-нибудь следующее правительство может впоследствии восстановить прежний масштаб, тогда как для введения новых программ правительственного желания не достаточно.

После нескольких месяцев публичного обсуждения предложенной реформы, а также разъяснительных и образовательных мероприятий среди населения 4 ноября 1980 г. был принят закон о пенсионной реформе [см. Piñera, J. (1991), Piñera, J. (1995)].

Для того, чтобы обеспечить равные возможности создания КУПФ всем заинтересованным лицам, закон устанавливал шестимесячный срок, в течение которого ни одна КУПФ не имела права начать операции (в том числе рекламную кампанию). В связи с этим, отрасль хозяйства, занимающаяся управлением пенсионными счетами, имеет необычный характер. Она уникальна тем, что имеет определенную "дату зачатия" (4 ноября 1980 г.) и "дату рождения" (1 мая 1981 г.).

В Чили, как и в большинстве стран (но не в Соединенных Штатах) 1 мая отмечается как День Труда. Выбор этой даты был неслучаен. Символы очень важны, и эта "дата рождения" позволяет рабочим отмечать 1 Мая не как день классовой борьбы, а как день, когда им была дана свобода выбирать свою пенсионную систему, когда они были освобождены от цепей государственной системы социального обеспечения.

Одновременно с созданием новой системы КУПФ, все номинальные ставки заработной платы были увеличены так, что в них стала включаться основная часть взносов работодателей в старую пенсионную систему. (Оставшаяся часть была преобразована во временный налог на использование наемного труда, предназначенный для финансирования переходного периода; по мере того, как этот налог постепенно уменьшался до нуля в соответствии с законом о пенсионной реформе, уменьшались и издержки работодателей по найму работников). Взносы работников удерживались из увеличенной номинальной заработной платы. Поскольку в новой системе общая сумма взносов была меньше, чем в старой, чистая заработная плата тех, кто перешел на новую систему, увеличилась примерно на 5 процентов.

Таким образом мы положили конец иллюзии, что систему социального обеспечения содержат и работники, и работодатели. Эта выдумка, собственно, и делала возможным масштабное политическое манипулирование людьми. С экономической точки зрения работники несут почти все бремя налога на фонд оплаты труда, поскольку агрегированное предложение на рынке труда весьма неэластично. Кроме того, все эти налоги в конечном счете оплачиваются за счет предельной производительности труда работников, и работодатели в своих решениях по найму и уровню заработной платы вынуждены учитывать все издержки, связанные с оплатой труда, называть ли их зарплатой или взносами в систему социального обеспечения. Давая новое название взносам работодателя, новая система делает очевидным тот факт, что все взносы производятся работником. Разумеется, по мере развития данного сценария окончательный уровень оплаты труда определяется взаимодействием рыночных сил.

Финансирование переходного периода является сложной технической проблемой, и каждая страна должна подходить к этой проблеме в соответствии со своими обстоятельствами. Неявный долг чилийской распределительной системы на 1980 г. оценивался в размере около 80% ВВП [см. World Bank, 1994]. (Величина этого долга была уменьшена в результате реформы старой системы в 1989 г., главным образом путем рационализации индексирования, отмены специальных привилегий и увеличения пенсионного возраста).

В недавнем исследовании Всемирного Банка (1994: 268) утверждается: "Пример Чили показал, что страна, имеющая в разумной степени конкурентную банковскую систему, хорошо функционирующий рынок долговых обязательств и значительную степень макроэкономической стабильности, может финансировать большой дефицит, связанный с переходным периодом, и при этом избежать существенного отрицательного воздействия на процентные ставки".

В Чили использовались пять способов финансирования краткосрочных финансовых затрат, связанных с переходом к накопительной системе:

1. В балансе государства (в котором каждое правительство должно показывать свои активы и обязательства) государственные пенсионные обязательства в некоторой степени покрывались ценностью предприятий, принадлежащих государству, а также других видов активов. Поэтому приватизация не только выступала как одно из средств финансирования переходного процесса, но также принесла и дополнительные выгоды, такие как увеличение эффективности, увеличение числа собственников и деполитизация экономики.

2. В связи с тем, что размер взносов в накопительную систему, необходимых для финансирования адекватного уровня пенсий, в общем и целом ниже, чем налоги на фонд оплаты труда, часть разницы между ними может быть использована как временный налог для финансирования переходного периода без уменьшения чистой заработной платы и без увеличения затрат работодателей на оплату труда.

3. Издержки переходного периода могут быть частично перенесены на будущие поколения с помощью государственного долга. В Чили примерно 40 процентов издержек финансировалось с помощью государственных облигаций, приносящих держателю рыночную ставку процента. Эти облигации были куплены главным образом КУПФ и составляли часть их инвестиционного портфеля. Этот "переходный долг" должен быть полностью выплачен в тот момент, когда последние пенсионеры старой системы покинут нас.

4. Необходимость финансирования переходного периода стала важнейшим стимулом к сокращению неэффективных государственных расходов. В течении нескольких лет распорядитель бюджета (министр финансов) имел возможность использовать этот аргумент, чтобы "зарезать" неоправданные предложения о новых государственных расходах и сокращать расточительные государственные программы.

5. Ускорившийся благодаря накопительной системе экономический рост привел к существенному увеличению налоговых поступлений, особенно от налога на добавленную стоимость. Уже через 15 лет после начала пенсионной реформы Чили стала получать бюджетный профицит.

Результаты.

На ПСС к настоящему времени накоплен инвестиционный фонд в размере 25 миллиардов долларов США, необычайно большой резерв внутренних накоплений капитала для развивающейся страны с населением в 14 миллионов человек и ВВП, составляющим 60 миллиардов.

Этот долгосрочный инвестиционный капитал не только способствовал экономическому росту, но еще и стимулировал развитие эффективных финансовых рынков и институтов. Решение сначала создать систему ПСС, а уже затем приватизировать крупные государственные компании, привело к тому, что был реализован "виртуозный сценарий", который дал рабочим возможность получить значительные выгоды от беспрецедентного роста производительности на приватизированных предприятиях, позволив им, через посредство более высоких цен на акции и, вследствие этого, через рост доходности ПСС, получить значительную долю богатства, созданного процессом приватизации.

В настоящее время действуют 15 КУПФ, и они весьма различны между собой. Некоторые из них принадлежат к банковско-страховым конгломератам, другие – самим рабочим, или профсоюзам, или конкретным отраслевым или торговым ассоциациям. В некоторых участвуют международные финансовые компании, такие как AIG, Aetna и Banco de Santander. Акции некоторых крупных КУПФ котируются на Чилийской фондовой бирже, а одна из них недавно выпустила на Уолл-Стрит американские депозитарные расписки (ADR) (чему помогло недавнее присвоение кредитного рейтинга "А-" облигациям чилийского суверенного долга).

Одним из ключевых результатов внедрения новой системы был рост производительности капитала и, вследствие этого, ускорение экономического роста в Чили. Система ПСС сделала более эффективным рынок капитала и повлияла на его рост в последние 15 лет. Огромные ресурсы, находящиеся в управлении КУПФ, стимулировали создание новых типов финансовых инструментов, одновременно придав дополнительный импульс уже существующим, но не вполне развитым. Другим вкладом чилийской пенсионной реформы в устойчивое функционирование и прозрачность рынка капитала было создание отечественной отрасли услуг по оцениванию рисков, а также улучшение корпоративного управления. (КУПФ назначали внешних директоров в компании, акциями которых они владели, расшатывая таким образом застойный стиль работы советов директоров).

С момента начала функционирования системы ПСС 1 мая 1981 г. средняя реальная ставка доходности инвестиций составила 13% годовых (более, чем в 3 раза выше, чем предполагавшаяся доходность в 4% годовых). Конечно, доходность испытывала ежегодные колебания, которые вообще свойственны свободному рынку, от -3% до +30% в реальном исчислении. Однако наиболее важен средний показатель на длительном отрезке времени.

Пенсии в новой системе оказались существенно более высокими, чем в старой государственной системе, которая требовала налогообложения всех фондов оплаты труда в размере около 25%. Согласно новому исследованию, проведенному Sergio Baeza (1995) средний клиент КУПФ, выходящий на пенсию, получает пенсию, равную 78-ми процентам своего среднегодового дохода за последние 10 лет трудового стажа. Как уже упоминалось, после выхода на пенсию работники могут изъять со счета целиком все "избыточные сбережения" (превосходящие порог приносимых доходов в размере 70-ти процентов зарплаты). Если эти суммы включить в исчисление величины пенсий, суммарное значение будет достигать 84-х процентов трудового дохода. Получатели пенсий по нетрудоспособности также в среднем получают 70 процентов трудового дохода.

Таким образом, новая пенсионная система, путем увеличения величины и гарантий получения пенсий по старости, нетрудоспособности и потере кормильца, а также через косвенный, но очень мощный эффект ускорения экономического роста и увеличения занятости, внесла значительный вклад в дело уменьшения бедности.

Кроме того, новая система ликвидировала несправедливость, присущую старой системе. В соответствии с общепринятыми взглядами, распределительные пенсионные схемы перераспределяют доход от богатых к бедным. Однако, недавние исследования показали, что если учесть определенные характеристики доходов отдельных групп занятых и особенности функционирования политической системы, государственные схемы в общем и целом перераспределяют доходы в пользу более богатых, и особенно в пользу наиболее политически мощных групп работников (см. Baeza (1995) и World Bank (1994)]).

Заключение

Нет ничего удивительного в том, что система ПСС в Чили оказалась столь популярной и способствовала установлению социальной и экономической стабильности. Работники понимают справедливость этой системы. Через свои пенсионные счета они видят как их благосостояние непосредственным образом зависит от развития национальной экономики. Поскольку частные пенсионные фонды владеют существенной долей акций крупнейших чилийских компаний, рабочие на деле являются инвесторами в национальное богатство (при утверждении планов приватизации государственных предприятий более 25 процентов акций удерживалось для передачи в активы пенсионных фондов, управляемых КУПФ – прим. науч. ред.]

Когда в мае 1981 года в Чили было объявлено о создании ПСС, работникам была дана возможность выбора: присоединяться ли к новой системе или оставаться в старой. В первый же месяц своего существования новая система привлекла полмиллиона чилийских рабочих (четверть трудоспособного населения) – в 10 раз больше, чем ожидавшиеся 50 тыс. человек. Сегодня более 90-та процентов наемных работников в Чили, ранее входивших в старую систему, присоединились к новой. В 1995 году 5 миллионов чилийцев владели ПСС, хотя не все из них относятся к активным занятым полный рабочий день и, следовательно. не все производят отчисления каждый данный месяц.

Оказалось, что, если работникам предоставить выбор, они собственными деньгами единодушно голосуют за свободный рынок, даже если речь идет о таких "священных коровах" [перераспределительного государства – Гр.С.], как социальное обеспечение.

В связи с исчезновением государственной пенсионной системы политики больше не смогут решать, должны ли пенсионные выплаты быть увеличены, на какую сумму и для каких групп. То есть, пенсии больше не являются серьезным источником политических конфликтов и поводом для предвыборной демагогии, как это было раньше. Доход человека после прекращения активной трудовой жизни будет зависеть от его собственного труда и от успеха экономики в целом, а не от правительства или политического давления отдельных групп интересов.

Для чилийцев пенсионные сберегательные счета в настоящее время представляют собой реальную и ощутимую собственность, они являются главной гарантией нормальной жизни после завершения трудовой деятельности. Фактически, после 15 лет функционирования новой системы главный актив типичного чилийского рабочего - это не подержанный автомобиль и даже не маленький дом (возможно, все еще заложенный), а капитал, накопленный на его ПСС – Пенсионном Сберегательном Счете.

Наконец, частная пенсионная система имеет очень важные политические и культурные последствия. Подавляющее большинство чилийских рабочих, которые перешли на новую систему, сделали это быстрее, чем немцы перешли с Востока на Запад после падения Берлинской стены. Эти рабочие приняли свободное решение отказаться от государственной системы, несмотря на то, что некоторые национальные профсоюзные лидеры и старая политическая элита убеждали их не делать этого. Трудящиеся глубоко вникают в проблемы, касающиеся их повседневной жизни, такие как пенсии, образование и здравоохранение, и принимают решения, исходя из интересов своих семей, а не под действием политической моды.

На деле новая пенсионная система дала трудящимся личную заинтересованность в развитии экономики страны. Типичному чилийскому рабочему небезразлично поведение рынка акций или процентных ставок. Интуитивно он понимает, что плохой министр финансов может уменьшить денежную ценность его пенсионных накоплений. Когда трудящиеся чувствуют, что они владеют частичкой своей страны, и не через посредство партийных боссов или Политбюро, они становятся гораздо более последовательными приверженцами свободного рынка и свободного общества.

Такова краткая история мечты, ставшей реальностью. Главный урок состоит в том, что успешными оказываются только те революции, которые опираются на конкретных людей и на те чудеса, которые могут совершать люди, когда они свободны.

Литература

Baeza, S. (1995) Quince Años Después: Una Mirada al Sistema Privado de Pensiones. Santiago: Centro de Estudios Públicos.

The Economist (1995) "Is Welfare unAsian?" February 11: 16-17.

Piñera, J. (1991) El Cascabel al Cato. Santiago: Editorial Zig Zag.

Piñera, J. (1995) Sin Miedo al Futuro. Madrid: Editorial Noesis.

World Bank (1994) Averting the Old Age Crisis. New York: Oxford University Press.

 

Цитаты на обложке.

"Чили указала путь, как обеспечить среднему гражданину достойную жизнь в старости, и одновременно укрепить экономику страны". Wall Street Journal, August 18, 1995.

"Хосе Пиньера написал манифест рабочего класса для нашего времени ..., который должен быть прочитан каждым политиком и всеми, кто интересуется будущим социального обеспечения". Rep. Jim Kolbe (R-Ariz)

"Д-р Пиньера написал проект обеспечения экономического роста и финансовой устойчивости". Former Rep. Tim Penny (D-Minn.)

"Хосе Пиньера в мире специалистов по пенсиям - это все равно, что Хосе Каррерас или Пласидо Доминго. Хватайте, выпрашивайте, берите в долг или украдите билет, чтобы послушать его". Bill Jamieson, London Sunday Telegraph.

Вернуться наверх
Вернуться на главную страницу