СЕМИНАР
ЭТИХиП
ЭКОНОМИКА
* ТЕОРИЯ * ИСТОРИЯ * ХОЗЯЙСТВО и ПРАВО
Григорий Сапов
Капитализм: научная и гуманитарная актуализация
(проект "КНИГА")
тезисы доклада на научном семинаре ЭТИХиП 6.12.2001
Предуведомление
Нижеследующий текст - материал для обсуждения. Обсуждение состоялось 6.12.2001.
Тезисы выступления были разосланы участникам. Выступление было адресовано слушателям
и в значительной мере повторяло вышеприведенные тезисы. Тем не менее, те фрагменты
выступления, которые не содержатся в нижеприведенных тезисах, будут выложены
в ближайшее время. После выступления состоялся собственно семинар. Прозвучавшие
на нем предложения и комментарии, а также вопросы и элементы дискуссии есть
на стенограмме и будут выложены. После семинара между докладчиком и одним из
слушателей было заключено пари на факт появления проекта КНИГа в виде книги
в срок до 6.12.2002.
План выступления
1. Замысел, или ЗАЧЕМ
2. Курс лекций как основа книги, или ЧТО
2.1. Вводные соображения
2.2. Структура курса
2.2.1. Методология
2.2.2. Экономическая теория2.3. Краткое содержание книги (перечень тем)
3. Способ изложения, примеры, стиль, способ строительства, или КАК
1. Замысел, или Зачем
Целью проекта является создание текста о структуре и генезисе современного экономико-политического
мирового порядка. Читатель этого текста должен получить:
· сжатое, ясное и полное изложение положений экономической теории;
· сжатый, ясный и по возможности полный набор сведений из экономической и политической
истории;
· очерк генезиса господствующих сегодня доктрин об устройстве общества и экономической
системы;
· набор теорий, понятий и приемов для самостоятельной оценки мер экономической
политики;
· возможность углублять и расширять полученные знания.
· примеры последствий применения тех или иных экономических доктрин в ходе практической
экономической политики.
Практика показывает, что современный человек, имея некую картину общественного
устройства, усвоенную в школе и высшем учебном заведении, не замечает ее логической
несостоятельности и этической ущербности, не знает о том, что она противоречит
историческим фактам.
Соответствующая рефлексия затруднена. Она затруднена тем, что хотя практически
все знакопорождающие системы постоянно генерируют все новые и новые разновидности
объяснений происходящего, все эти объяснения так или иначе восходят к комплексу
этатистских (технократических, охранительно-консервативных, социалистических
и т.п.) идей, сформировавшемуся к середине XIX века, а в XX веке получившему
статус неоспоримой истины.
Кроме того, поскольку данный комплекс идей является преобладающим, человек,
даже не изучающий специально экономику или историю, приобретает первоначальный
набор фактических сведений, окрашенный в соответствующие тона. Поставщиками
таких сведений является ежедневная пресса, деловые журналы, художественная литература,
телевизионные сериалы или ток-шоу и вообще всё, где так или иначе упоминаются
факты экономической и политической истории. В результате сознание современного
взрослого "обычного" человека имеет некую вполне определенную картину
происхившего и не предъявляет спроса на ее пересмотр.
Предельно упрощенно эта картина выглядит следующим образом.
После разложения феодального строя и окончания периода буржуазных революций
и войн на арену вышел новый класс - буржуазия. В это же время замечательные
открытия ученых привели к невиданному прогрессу техники. В частности, возникло
машинное производство. Технические открытия стали причиной экономического роста,
однако при этом образовался невиданный прежде разрыв в экономическом положении
социальных групп. Ситуация усугублялась присущей развитому рынку нестабильностью
- периодически разражались разрушительные кризисы.
Общество начало искать альтернативу "дикому" капитализму, который
дегуманизировал людей, одних превращая в пролетариев, а других делая рабами
их собственной алчности.
Постепенно самые разные группы общества, от рабочих и прогрессивных капиталистов до интеллектуалов и государственных служащих, стали стремиться внести свой вклад в решение острых проблем цивилизации XIX века. К концу данного столетия сформировалось и политическое представительство тех сил, которые не хотели мириться со стихийным и хищническим капитализмом.
С начала XX века чистый рынок (бывший к тому же во многом абстрактной теоретической конструкцией) стал дополняться и отчасти замещаться новыми общественными институтами. Эти институты имели различное происхождение и природу. Все они действовали, однако, в одном направлении, уменьшая степень стихийности капитализма с ее разрушительными последствиями в виде периодических массовых разорений. Кроме того, новые институты позволили массам реализовать права на лучшую жизнь, повысили долю, приходящуюся на работников, в действительности создающих общественное богатство, в распределении создаваемого всем обществом продукта.
Потом была первая мировая война. Она произошла из безудержного стремления частного капитала к наживе и принесла много страданий народам мира.
После первой мировой войны с капитализмом произошли значительные изменения к лучшему.
Так называемая система свободной торговли была реорганизована в систему межгосударственных соглашений. В границах национальных экономик верх взяли здоровые силы, понимавшие губительность безудержной конкуренции для отечественной хозяйственной структуры, прежде всего для новых, прогрессивных отраслей промышленности.
Архаичная система золотого стандарта, опиравшаяся на вековые предрассудки относительно ценности золота, была заменена на более современную международную денежную систему, предполагавшую тесную координацию национальных банков.
Безудержная конкуренция получила достойный противовес в виде антимонопольного законодательства и, в ряде случаев, элементов планирования экономики.
Социальные права трудящихся стали лучше защищены - усилилась роль профсоюзов, в некоторых странах стали появляться элементы социальной защиты, предтечи современных систем развитого welfare state.
Потом был самый разрушительный за всю мировую историю экономический кризис. Он произошел потому, что устаревшая система laissez fair не была окончательно преодолена. Сохранялась конкуренция, денежное хозяйство все-таки было привязано к золоту, спекулянты на финансовых рынках орудовали безо всякого регулирования со стороны государства. Все это не могло не вызвать глубокого потрясения самих основ так называемого "свободного" капитализма. В кавычках - потому что эта так называемая свобода означает лишь свободу кучки богачей нечестно наживаться на лишенях народов. Началась Великая Депрессия.
Ее преодолели только после того, как была реализована программа более широких и глубоких преобразований капиталистической системы. Блестящие результаты, достигнутые президентом Рузвельтом в ходе осуществления Нового курса, известны всем. Идейной основой Нового курса были идеи теоретика трансформации капитализма в то общество, в котором мы сейчас все живем - великого английского экономиста и величайшего экономиста XX века, сэра Джона М. Кейнса. В отличие от "теоретиков" "свободной" "торговли" он смог увидеть жизненную необходимость общественных работ, активной денежно-кредитной политики, широкого сотрудничества государства и бизнеса в деле уменьшения непредсказуемости, переходящей в разрушительную стихийность и анархию производства.
Потом произошла вторая мировая война.
В ходе этой войны Гитлер был разбит, а победа досталась силам антигитлеровской коалиции (союзники Германии, Япония и Италия, также были побеждены)
После второй мировой войны, когда появилась Организация объединенных наций,
началась другая эпоха. Идеи регулирования и построения не просто "рыночного",
а социального рыночного хозяйства, стали понятны не только ученым-интеллектуалам,
но и широким массам избирателей. Начался научно-технический прогресс. Он материализовался
в невиданном росте продуктивности национальных и мировой экономик. Беднейшие
страны смогли получить международную помощь и встали на путь догоняющего развития.
Глубокая реформа международной и национальных денежных систем расширила дорогу,
на которую мировая экономики ступила после первой мировой войны.
Все это вылилось в долгий период экономического процветания. Были созданы атомная
энергетика, авиа-космическая промышленность, современная химическая промышленность.
Наконец, произошла информационная революция и общество вступило в постиндустриальную
эру, окончательно порвав с "диким" капитализмом XIX века.
Эта эра продолжается и сейчас. На повестке дня преодоление негативных последствий
глобализации, обуздание всевластия (в ряде случаев) международных корпораций,
борьба за экологию и права меньшинств на лучшую жизнь.
Проект К.Н.И.Г.А. призван поколебать эту картину. Основу текста составили материалы автора, использовавшиеся им при подготовке лекций для выпускников магистратуры экономического факультета МГУ, читавшихся в 1997-2001 гг.
2. Курс лекций как основа книги, или ЧТО
2.1. Структура курса
2.1.1. Методология
2.1.1.1. Проблема соотношения теоретического и исторического. Ознакомление с
альтернативными историческими описаниями одних и тех же событий
2.1.1.2. Историософия. Экономическая историософия. Проблема соотношения между
научной несостоятельностью и обслуживанием экономической политики (см. также
2.2.1.6. и 2.2.3)
2.1.1.4. Социализм и проблема планирования истории
2.1.1.5. Историзм и социализм
2.1.1.6. Моральный релятивизм
2.1.1.7*. Логика взаимодействия интеллектуалов и потребителей интеллектуальной
продукции. Формы контрактов, ожидания сторон, роль мейнстрима, аутсайдеров и
т.п.
2.1.2. Экономическая теория
2.1.2.1. В жизнеописаниях ее главнейших деятелей
2.1.2.2. В виде основных тем и положений
2.1.2.3. Статус заблуждений, их влияние на экономическую политику. Природа заблуждений
2.2. Краткое содержание книги (перечень тем)
2.2.1. Блага, ценность, обмен, деньги, цены
Логическая структура денег. Прямой и косвенный обмен. Ценность. Предельная полезность.
Воззрения древних на предмет. Ошибка Аристотеля и ее последствия. Краткая история
денег и торговли на Древнем Востоке, в Древних Греции и Риме. Средние века.
Краткий очерк политической и экономической истории в период, предшествующий
Новому времени.
2.2.2. Металлическое денежное обращение: история и идеи
2.2.3. Торговля, банки, их эволюция, история банковского дела. Формы ассоциации
капитала
2.24. Стандартные деньги и денежные заменители. Металлические деньги и проблема
биметаллизма. Закон Грешэма. Кредитные деньги, декретные деньги. Денежные заменители.
Денежные сертификаты и фидуциарные деньги. Понятия мейнстримовской денежной
теории и их связь с положениями адекватной денежной теории.
2.2.5. Банковское дело эпохи учреждения Bank of England. Первый опыт (шведский
центральный банк и бумажные деньги). Финансовая система Франции эпохи Джона
Ло. История Джона Ло и ее уроки. Бумажные деньги в России.
2.2.6. Политическая история XVIII века (основные сведения).
2.2.7. Финансово-экономическая система европейских стран 1789-1812 гг. Природа
экономического краха Французской революции. Экономика континентальной блокады.
Suspension Act 1797 и проблема восстановления золотого обращения в Англии после
наполеоновских войн. Дискуссия о слитках. Banking School и Currency School.
Главные события, идеи и деятели до Рикардо. Рикардо в свете правильной денежной
теории. Институциональный аспект денежной и банковской реформ. Роберт Пиль и
его эпоха (до этого - политическая система английского парламентаризма - эволюция,
главные деятели, практика, деятели, идеи).
2.2.7.* Логическая структура nation-state. Исторические обстоятельства возникновения,
индивидуализм и романтизм. Романтизм как предтеча морально-релятивистских течений
(линия "Байрон-Карлейль-Рёскин"). Немецкая мысль, Volksgeist, Савиньи,
исторические школы, их этатизм. Гегель и гегельянцы.
2.2.8. Кризисы и их денежно-кредитная природа. Капитал, прибыль, процент: основные
теории. Кризисы XVIII века. Кризисы 1825, 1837, 1847 годов. Связь с международной
торговлей.
2.2.9. Природа протекционизма. Краткая история протекционизма в предшествующие
эпохи. Движение за свободную торговлю в Англии. Кобден и Лига за отмену Хлебных
законов. "Манчестерская школа": собирательное название, почему она
не являлась школой. Политические движения на континенте.
2.2.10. Американская финансовая система. Первый и Второй Банки США. Кризис 1819
года и теория цикла.
2.2.11. 1815-1852 - краткий очерк экономической и политической истории Британии
и на Континенте. Тарифы, налоги, денежная и банковская системы. Ограниченность
и непоследовательность классической школы в политической экономии ("английской").
Торговые договоры, Латинский монетный союз, фунт стерлингов и английская банковская
система (эволюция). Место free banking и последующие (позднейшие) дискуссии
по поводу его природы. Проблема измерений (концепция индекса цен, концепция
национального дохода, появление статистических государственных агентств, связь
с системой государственных финансов).
2.2.12. Возникновение и распространение французского социализма. Буонаротти
и значение его книги "Заговор Бабёфа". Кабе, Леру, Бланки, Луи Блан,
Сен-Симон, Фурье. Огюст Конт. Революция 1848 и финансовая политика французского
правительства. Национальные мастерские как первый современный опыт государственного
планирования производства. Французское идейное наследие и его развитие в Британии
1830-1860. Марксизм и его действительное место.
2.2.12* Политическая система Франции 1815-1852.
2.2.13. Экономическая и политическая история США в XIX веке до Гражданской войны.
Гражданская война и ее значение. Период реконструкции. Появление американской
экономической науки. Тарифы, налоги, денежная и банковская система. Профсоюзы.
Компоненты комплекса левых идей в США ("позднее" пресвитерианство
и христианский социализм, профсоюзы, социальные инженеры, германизм).
2.2.14. История экономических кризисов 1857, 1866, 1873, 1882 годов. Банковская
система с частичным резервированием. История техники и инноваций. Экономический
рост и изменение жизненного стандарта. Как работает капитализм.
2.2.15. США: Рубеж XIX и XX веков - ожидания, идейный багаж, краткие сведения
по экономической истории. Появление и рост влияния антипредпринимательских настроений.
"Антимонополизм" , комплекс идей, лежащих в его основании, основные
деятели и события в период до и после принятия Sherman Act.
2.2.16. Кризисы 1890, 1900-1903, 1907 годов. Международные финансы. "Колониальная"
система. Милитаризм и этатизм. Анархизм. Международная торговля. Как работает
золотой стандарт. Востребованность националистических доктрин, их этатистская
природа.
2.2.17. Возникновение идеи ФРС, дискуссии, политические механизмы, приведшие
к ее созданию. Альтернативы.
2.2.18. Краткий очерк главнейших экономических и политических событий 1900-1914
гг. Развитие экономических и социально-политических воззрений Английский социализм,
его влияние. Денежное хозяйство, мировая торговля и ее роль для внутренней торговли.
Государственные финансы. Международные финансы и координация деятельности центральных
банков. Роль частных потоков капитала. Промежуточный характер эпохи.
2.2.19. Экономика первой мировой войны. Централизация и бюрократизация, аккумулирование
средств в системе государственных расходов, логика деградации форм государственного
вмешательства (от косвенного регулирования выделенных сфер к планированию и
разрушению экономической системы). Возникновение квазирыночных государственных
институтов (система федеральных агентств США и ее послевоенная эволюция).
2.2.20. Реконструктивный период. Международная задолженность, институты. Золото-слитковый
и золото-девизный стандарт. США: кризис 1920-1921 года и его значение. Появление
элементов корпоративного государства. Германский вопрос. Русский вопрос. Герберт
Гувер как центральная фигура эпохи. Формирование сословия социальных инженеров
(1919-1923 гг.).
2.2.21. Международная экономика 1923-1933 гг. Основные события и идеи. Инфляция,
ее движущие мотивы, формы, последствия. Проблема аграрного производства в США,
ее связь с международными потоками капитала и формированием основ банковского
кризиса 1931-1933 г. Рецепция идей английского социализма в США.
2.2.22. Кризис 1929 года. Политика администрации президента Гувера. в 1929-1932
гг. Ошибки экономической политики и разрушение мировой экономики в 1929-1933
гг. Германия, Австрия, Франция. Британия и крах золото-слиткового стандарта.
Его последствия. Экономическая политика США в 1932-1938 гг. Рузвельт, Новый
курс, его основные характеристики, люди, идеи и шаги. Разрушение денежной системы
США.Контрольная работа: Был ли возможен кризис 1929-1939 гг. в экономической
системе XIX века?
2.2.23.Краткая история Второй мировой войны. Ее значение для послевоенного экономического
устройства.
2.2.24*. Экономическая и политическая история главных стран в 1946-1960 гг.
Экономическая политика левых послевоенных правительств. Сдвиг в культуре (появление
массовой левой интеллектуальной элиты). Противостояние двух систем, милитаризм.
Новый импульс роста морального релятивизма.
2.2.25. Международные финансовые организации: появление, эволюция.
2.2.26. Значение эпохи Кеннеди для усиления государственного вмешательства.
Доктрины развития, общества благосостояния, технического прогресса. Математизация
экономической науки: основные постулаты, главные результаты. Формирование мейстримовского
стандарта экономического знания.
2.2.27. Эволюция экономических и политических институтов в 1960-1970е годы.
Система государственных органов вмешательства в экономику, общественная поддержка
этатизма, идеи, имена, события. Эволюция антипредпринимательской культуры. Welfare
state.
2.2.28. Мировая валютно-финансовая система 1960-1973 гг. Кризис 1973-1975 гг.,
его предпосылки, развертывание и значение. Краткий очерк экономической и политической
истории периода.
2.2.29. Рейганомика и тэтчеризм как паллиативные ответы на вызовы 70-х годов.
" Сдвиг вправо", его идейная база, непоследовательный и временный
характер. Появление энвайронменталистских движений. Экономико-теоретический
анализ энвайронментализма.
2.2.30. Система международных финансов, кризис задолженности развивающихся стран
как итог "политики развития". Система "международной гуманитарной
помощи", ее возникновение и эволюция.
2.2.31. Крах системы номинального социализма и его последствия. Идейный багаж
к началу 1990-х годов. Значение международных финансово-экономических институтов
(ООН и ее органы, ЕЭС, ГАТТ, МВФ и Мировой банк). Формирование современной системы
международного регулирования. Промежуточный характер эпохи.
3. Способ изложения, примеры, стиль, способ строительства, или КАК
3.1. Проблема лакун
3.1.1. Теоретические
3.1.2. Исторические
3.1.3. Культурные (языки, литература-искусство-общеизвестные вещи, не известные
мне и т.п.)
3.3. Проблемы consistency
3.4. Проблемы научного самозванства, вторичности и аудитории.