РАБОТЫ ЮРИЯ КУЗНЕЦОВА
ПЕНСИОННАЯ ПИРАМИДА
Опубликовано в газете "Ведомости" 11 февраля 2003 года
Любая государственная пенсионная
система в своей основе предполагает неявный контракт: во время трудовой деятельности
работника государство изымает часть его заработка в обмен на обещание содержать
его в пожилом возрасте. Предполагается, что оно справится с этой задачей лучше
самого гражданина.
Для проверки обоснованности
этих притязаний проведем простой расчет, который легко выполнить на калькуляторе
с финансовыми функциями. Представим себе человека, получающего среднероссийскую
зарплату в течение 40 лет трудовой жизни - в марте 2002 г. средняя начисленная
зарплата составляла 4172 руб. (далее все расчеты ведутся в ценах марта 2002
г. , т. е. влияние инфляции уже учтено). В настоящее время Пенсионный фонд РФ
получает примерно 29% этой суммы (1209 руб. 88 коп. ). Предположим, что вместо
этого работнику предоставлена возможность вложить эти деньги, например, в квартиру
для сдачи в аренду, в банк, в иностранные облигации или во что-либо еще под
3% годовых (примерно такую величину составляет среднегодовой темп роста экономики
развитых стран на протяжении последних двух веков). В этих условиях к моменту
выхода на пенсию этот человек накопит 1 094 710 руб. Только проценты с этой
суммы (3% годовых) составят 2737 руб. в месяц, причем после его смерти вся сумма
вклада перейдет к наследникам. Для сравнения: средняя пенсия в марте 2002 г.
составляла 1326 руб. 70 коп. , причем пенсионер после смерти не оставлял своим
наследникам никаких активов, доход с которых обеспечивал эту пенсию.
Конечно, это модельный
пример. В реальности ситуация еще хуже для государственной пенсионной системы.
С одной стороны, она создает налоговое бремя и тем самым подавляет экономический
рост в стране. Иными словами, в ее отсутствие доходность активов могла бы быть
гораздо выше 3% годовых. С другой стороны, уже в текущем десятилетии наступит
время массового выхода на пенсию людей, родившихся в первые послевоенные годы.
При этом численность рабочей силы сокращается, и не в последнюю очередь из-за
дестимулирующего влияния государственной пенсионной системы на рождаемость.
Все это нисколько не удивительно
для "солидарной" системы, если вспомнить, что она построена по принципу
финансовой пирамиды, в которой деньги тех, кто приходит в систему, используются
для оплаты обязательств перед теми, кто в ней находится и ее покидает. Понятно,
что в пирамиде в относительном выигрыше оказываются те, кто пришел в нее и вышел
из нее раньше, поэтому в советский период пенсионеры жили лучше, чем сейчас.
Отличие такой пенсионной системы от классических пирамид вроде МММ состоит в
ее принудительном характере. Но и предлагаемая ныне реформа пенсионного обеспечения
с ее накопительной системой не решает проблемы. Значительную часть средств накопительной
части предлагается в обязательном порядке вкладывать в государственные обязательства,
и поэтому общая финансовая схема остается, по сути, той же самой.
Из всего этого следует
вывод: государственная пенсионная система обречена на финансовый крах, который
выльется в гуманитарную катастрофу для миллионов пенсионеров. Утешает только
то, что ни один здравомыслящий человек моложе 40 лет не собирается в старости
жить на пенсию.
Каков же выход? Ответ очевиден: поэтапный демонтаж государственной пенсионной системы при условии выполнения государством всех обязательств перед нынешними пенсионерами и работниками старшего возраста. Общая схема такой реформы могла бы выглядеть примерно следующим образом.
1. Внебюджетный Пенсионный фонд РФ ликвидируется, и все пенсионные выплаты производятся из государственного бюджета РФ. Обязательства государства перед нынешними пенсионерами переоформляются в виде обязательств бюджета. Аппарат ПФ РФ преобразуется в подразделение Минтруда, занимающееся администрированием пенсионных выплат.
2. Отменяется единый социальный налог в части, относящейся к платежам в Пенсионный фонд. Выпадающие доходы бюджета в суммах, необходимых для обслуживания пенсионных обязательств государства, компенсируются увеличением ставок других налогов. При этом законодательно утверждается график снижения этих ставок по мере сокращения и последующего исчезновения пенсионных обязательств.
3. Пенсионные обязательства государства перед ныне работающими гражданами погашаются одним из двух способов (по выбору работника) : либо путем выплаты пенсии в соответствии с действующим законодательством пропорционально сумме уже сделанных им пенсионных взносов, либо путем возврата этих взносов в денежной форме.
4. Перед гражданами, впервые
входящими в состав рабочей силы, государство не несет никаких пенсионных обязательств.
| Наверх | На страницу Юрия Кузнецова | На входную страницу | Туда, откуда пришли |