РАБОТЫ ЮРИЯ КУЗНЕЦОВА


ПЕНСИОННАЯ ПИРАМИДА

 

Опубликовано в газете "Ведомости" 11 февраля 2003 года

 

Любая государственная пенсионная система в своей основе предполагает неявный контракт: во время трудовой деятельности работника государство изымает часть его заработка в обмен на обещание содержать его в пожилом возрасте. Предполагается, что оно справится с этой задачей лучше самого гражданина.

Для проверки обоснованности этих притязаний проведем простой расчет, который легко выполнить на калькуляторе с финансовыми функциями. Представим себе человека, получающего среднероссийскую зарплату в течение 40 лет трудовой жизни - в марте 2002 г. средняя начисленная зарплата составляла 4172 руб. (далее все расчеты ведутся в ценах марта 2002 г. , т. е. влияние инфляции уже учтено). В настоящее время Пенсионный фонд РФ получает примерно 29% этой суммы (1209 руб. 88 коп. ). Предположим, что вместо этого работнику предоставлена возможность вложить эти деньги, например, в квартиру для сдачи в аренду, в банк, в иностранные облигации или во что-либо еще под 3% годовых (примерно такую величину составляет среднегодовой темп роста экономики развитых стран на протяжении последних двух веков). В этих условиях к моменту выхода на пенсию этот человек накопит 1 094 710 руб. Только проценты с этой суммы (3% годовых) составят 2737 руб. в месяц, причем после его смерти вся сумма вклада перейдет к наследникам. Для сравнения: средняя пенсия в марте 2002 г. составляла 1326 руб. 70 коп. , причем пенсионер после смерти не оставлял своим наследникам никаких активов, доход с которых обеспечивал эту пенсию.

Конечно, это модельный пример. В реальности ситуация еще хуже для государственной пенсионной системы. С одной стороны, она создает налоговое бремя и тем самым подавляет экономический рост в стране. Иными словами, в ее отсутствие доходность активов могла бы быть гораздо выше 3% годовых. С другой стороны, уже в текущем десятилетии наступит время массового выхода на пенсию людей, родившихся в первые послевоенные годы. При этом численность рабочей силы сокращается, и не в последнюю очередь из-за дестимулирующего влияния государственной пенсионной системы на рождаемость.

Все это нисколько не удивительно для "солидарной" системы, если вспомнить, что она построена по принципу финансовой пирамиды, в которой деньги тех, кто приходит в систему, используются для оплаты обязательств перед теми, кто в ней находится и ее покидает. Понятно, что в пирамиде в относительном выигрыше оказываются те, кто пришел в нее и вышел из нее раньше, поэтому в советский период пенсионеры жили лучше, чем сейчас. Отличие такой пенсионной системы от классических пирамид вроде МММ состоит в ее принудительном характере. Но и предлагаемая ныне реформа пенсионного обеспечения с ее накопительной системой не решает проблемы. Значительную часть средств накопительной части предлагается в обязательном порядке вкладывать в государственные обязательства, и поэтому общая финансовая схема остается, по сути, той же самой.

Из всего этого следует вывод: государственная пенсионная система обречена на финансовый крах, который выльется в гуманитарную катастрофу для миллионов пенсионеров. Утешает только то, что ни один здравомыслящий человек моложе 40 лет не собирается в старости жить на пенсию.

Каков же выход? Ответ очевиден: поэтапный демонтаж государственной пенсионной системы при условии выполнения государством всех обязательств перед нынешними пенсионерами и работниками старшего возраста. Общая схема такой реформы могла бы выглядеть примерно следующим образом.

1. Внебюджетный Пенсионный фонд РФ ликвидируется, и все пенсионные выплаты производятся из государственного бюджета РФ. Обязательства государства перед нынешними пенсионерами переоформляются в виде обязательств бюджета. Аппарат ПФ РФ преобразуется в подразделение Минтруда, занимающееся администрированием пенсионных выплат.

2. Отменяется единый социальный налог в части, относящейся к платежам в Пенсионный фонд. Выпадающие доходы бюджета в суммах, необходимых для обслуживания пенсионных обязательств государства, компенсируются увеличением ставок других налогов. При этом законодательно утверждается график снижения этих ставок по мере сокращения и последующего исчезновения пенсионных обязательств.

3. Пенсионные обязательства государства перед ныне работающими гражданами погашаются одним из двух способов (по выбору работника) : либо путем выплаты пенсии в соответствии с действующим законодательством пропорционально сумме уже сделанных им пенсионных взносов, либо путем возврата этих взносов в денежной форме.

4. Перед гражданами, впервые входящими в состав рабочей силы, государство не несет никаких пенсионных обязательств.

 

 

| Наверх | На страницу Юрия Кузнецова | На входную страницу | Туда, откуда пришли |