"От четверга до четверга" за 18 января 2001 г.

Привет! Рад вас видеть в добром здравии.

Сегодня - публикация книги Уильяма Самнера (Willaim Graham Sumner).

Самнер (1840-1910) был экономистом и священником. После окончания Йэльского университета в 1863 г. он учился в Женеве, Геттингене и Оксфорде. По возвращении в Штаты служил в престижной Calvary Church в Нью-Йорке, затем - в еще более престижном приходе в Morrisrown'е, шатат Нью-Джерси.

В 1872 г. в Йэле открылась кафедра политических и общественных наук (political and social science, не могу в скобках не порадоваться стереофонии нашего языка -- у них всего только social, да industrial, да national, а у нас во всех этих гнездах сидит не по одному слову, а по паре -- тут тебе и социальное с общественным, и промышленное с индустриальным, и народное с национальным, есть из чего выбрать...). Вот Самнер ее и занял, ту кафедру.

В замечательно интересной статье про генезис американской левизны (Rothbard, Murrey N. Origins of the Welfare State in America, in: Journal of Libertarian Studies 12:2 (Fall 1996), pp. 193-232, ее PDF есть на сайте этого журнала, издаваемого Хоппе), Ротбард замечает, что пафос преобразования общества на разумных началах американские левые восприняли из своих семей -- подавляющее большинство ученых и общественных деятелей, ставших наставниками тех, кто проводил Новый курс, и значительная часть этот курс проводивших происходило из семей священников. Первоначальную интеллектуальную пилюлю социализма в государственническо-имперской оболочке американские экономисты (теоретики и практики) заглотили в немецких университетах. В этом смысле Самнер является отличным контрпримером на пути возможного неаккуратного обобщения - и священник, и в Германии обучен, а вот гляди ж ты, ничего лишнего не подцепил.

Более того, как это бывает у христиан (самых разных конфессий, потому вслед за Льюисом и употребляю это название, не устаивающее никакую из них) его вера сочеталась с приверженностью к разуму и логике. Что, как мы знаем, сильно укрепляет позицию. Не потому мост развалится, что строитель негодяй и безбожник, а потому, что кривой. Влияние личных свойств строителя на качество строительства вопрос не просто второстепенный, а уводящий по ложному пути. На этом пути появляется иллюзия, что можно нечестных строителей прогнать, найти порядочных и умных (какое уж поколение, а все те же поиски...), вручить им те же чертежи, и тогда строение будет исправно служить. Нет, не получается. Чертежи смотреть - занятие гораздо более скучное, чем обсуждение подробностей биографии и свойств характера персонажей, выговаривал мне Львин (и поделом). Но -- говорил он мне, - тут уж интересно, не интересно, а -- надо, что поделаешь!

Львин, конечно, прав. Рассказывать что-то интересное есть одна из необязательных приятностей. Формальный разбор теоретических конструкций -- вещь более неблагодарная, но конечно же более нужная.

Поэтому особенно ценны сочетания -- когда и полезно (так что хочется все понять и выучить), и интересно (когда начинают читать на ходу, по дороге к креслу, да так и застывают на ногах, а потом, когда ноги устанут, кладут текст на стол, сами коленями на стул, локтями вокруг текста мастерят род подставки, на которую опускают голову, и в этой позе не замечают, как смеркается за окном, как остывает чай...)

Самнер -- такого рода чтиво. Обнаружил его на русском (а он и на английском-то редкость) Александр Куряев в Исторической библиотеке. Переводчик его транскрибирует по-русски как "Сомнер". Мы решили оставить.

Вот, теперь он и у нас тут имеется. Enjoy it.

Вернуться на главную страницу